Краткие поучения причастникам

Краткие поучения причастникам

Бесконечная и неизглаголанная милость Божия многих из нас уже удостоила принять величайший дар благодати — Причастие Божественных Тайн Тела и Крови Христовой. Одни удостоились принять Святые Христовы Тайны вчера, другие сегодня, третьи подготовляются и ждут воспринять Христову благодать. Этот дар очень велик, и нет в целом мире другого, к которому можно было бы его приравнять.

Величие причастия Святых Таин изобразил Сам Иисус Христос в следующих словах: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54). Из этих слов Спасителя мы должны уразуметь: достойное принятие Святых Таин соединяет человека с Богом навеки, навсегда. Такой человек в себе самом носит благодать Божию. Он так же близок к Господу, как близка зеленеющая ветвь с плодоносным деревом, на котором растет. В этом смысле Спаситель сказал Своим последователям: Аз есмь лоза, вы же рождие (Ин. 15, 5). Только от ветвей здорового дерева можно ожидать плодов. Только здоровая и неиспорченная ветвь способна извлечь из корня древесного живительную влагу. Сухой отломленной ветви нельзя привить жизни. Таким образом, человек, причащаясь благоговейно Святых Христовых Таин, воспринимает в себя способность жизни чистой, святой, такой именно, какую заповедал Христос нам, Своим детям и ученикам. Приняв Христовы Тайны, мы должны свою жизнь украсить добродетелями, должны из себя представить ветви христианства и Православия.

Достойно причастившимся обещана Спасителем вечная жизнь. Спаситель наш Своим учением ведет людей к познанию этой жизни. В Спасителе, как истинном Боге, воплощается эта вечная жизнь. Для человечества Иисус Христос есть Жизнь и Источник жизни. Кто достойно приобщился Святых Таин, тот не умрет. Не страшны такому человеку ни бури жизненных бедствий, ни подводные камни житейских обстоятельств, от которых мы, слабые, так часто и малодушно теряем свою голову. Не страшна человеку тяжелая бедность, не страшна для него ни сума, ни тюрьма, ни обида людская, потому что он — причастник Божий. Бедствия — принадлежность земли; счастье — удел неба. Горе и страдания ранят и терзают только тело; они уязвляют, но не убивают облагодатствованную душу. Всякая жгучая скорбь, всякое страждущее одиночество находит себе успокоение и утешение в Спасителе, не только пролившем Свою бесценную кровь за нас, но и даровавшем ее нам как целебное, чудотворное врачевство, способное воскрешать, животворить, просветлять верующую душу, внести небесную радость в тоскующее сердце.

Достойно причаститься — это уже есть начало Небесного Царства. Удостоившийся благодати Божией не может быть равнодушен к величию Божественных совершенств, которыми он окружен. И станет его жизнь уже не грубое существование изо дня в день, существование, напоминающее бродящую тень или движущийся мертвый труп, но существование благородное, святое, при котором доступно понимание и прожитого, и переживаемого. Раз коснулся нашей души луч Божественной благодати — и мы уже не захотим ходить во тьме или уподобляться неразумным животным. В нашем уме и в нашем сердце слагаются силой Божественной благодати ясные стремления, чистые, благородные. Совесть наша делается стыдливой, желания умереннее, намерения благороднее, воля крепче, да и самое наше бренное тело просвещается славой бессмертия, как храм благодати, как носитель даров благодати.

Помните же, причастники, о цене принятого вами дара благодати. Тяжко и горестно, если сегодня мы — причастники, Божии люди, а завтра опять попадем на прежний путь. Опять поведет нас злая рука врагов невидимых; опять страсти и мутно-грязные волнения, опять сомнения, грехи и беззакония! Пусть не будет с вами такого болезненного падения. Постараемся сохранить себя в целости. Зачем идти к бездне, когда пред нами лежит прямой, безопасный путь, ведущий к радости и блаженству? Идите с миром, как Богом избранные и Богом очищенные, отдалитесь от дурных товарищей и от вредного празднословия. Не позабудьте, что отсюда, из храма, с вами пойдут святые ангелы-хранители ваши. От вас самих зависит решить вопрос, долго ли будут эти небесные гости с вами. А они будут с вами до первого греха… Уйдут ангелы Божии от вас плачущие и рыдающие. Их уход вы также заметите — про то скажет вам ваша совесть. Грустно, если она вам скажет: ты потерял святыню… Отлетел от тебя ангел-хранитель… Аминь.

Великое благодарение Господу: по Его великой и неизреченной милости, сегодня наша совесть успокоена и святые наши намерения исполнились.

В нашей душе проявилось желание очистить совесть, освятить свое существо; на это честное намерение отозвался Сам Господь наш Иисус Христос. Он явился к нам и каждому из нас преподал Святые Дары за нашу любовь к Нему, за наше усердие в говении, за наши труды в минувшие дни поста.

Мало мы трудились, однако получили много больше, нежели стоило, гораздо больше, нежели ожидали. Таково милосердие Божие, оно бесконечно и неописанно: оно отверзает рай разбойнику за его смиренно-возвышенное чувство покаяния; оно умиляется слезами бедной падшей женщины и возводит ее на степень равноапостольной; оно презираемым и отверженным грешникам-мытарям является утешителем, отверзающим свет истины и блаженства.

Итак, мы спасены; спасены не за свои подвиги духовные, не за свое говение, но по благодати. В каждом из вас, причастники, в этот час находится всеосвящающая благодать; каждый из вас в себе самом носит тайну божественную. Несите же ее к себе в дом; встретите ли там приятное или неблагоприятное, не смущайтесь: с вами Сам Христос, нет выше блаженства, которое с вами теперь! Молю Господа, да пребудет Он с вами и в радостях и в напастях; да пребудет с вами ныне и присно. Для меня же, как духовного отца вашего, выше другого утешения нет, если я буду слышать, что дети мои духовные, очистив себя исповедью и покаянием, ведут себя благочестиво и православно. Именем Господа призываю на вас и всех домашних ваших Божие благословение. Аминь.

Благодарим и славим Господа милосердаго. Он в нынешнем году дозволил нам, грешным, приобщиться Святых Даров благодати Божией. Испрашивая ниспослания благодати, Церковь внушала, чтобы мы молили: да будет нам причащение Святых Таин в исцеление и здравие тела. Такова молитва, самая нам, немощным, ближайшая по расположению нашему, — всегда желать себе земного безбедственного состояния. Но спросите вы: справедливо ли помогают Христовы Тайны причащающимся в подкреплении телесных сил? Отвечаем на этот вопрос утвердительно. Кто читал внимательно жития святых подвижников, тот найдет много свидетельств в подтверждение животворящей и дивной силы святого причастия для нашего тела. Многие подвижники в продолжение святого поста не вкушали совсем пищи и поддерживали свою жизнь ежедневным причащением Святых Таин. Так, известно, например, о преподобном Герасиме, память которого празднуется четвертого марта, что он в посты и учрежденные постные дни не обедал и не вкушал пищи, но всегда в эти дни причащался. И этот подвижник был бодр, мужествен. День его проходил в труде и в беседе с народом, а ночь — в молитве. Пост его нисколько не изнурял, а видимо укреплял и придавал всем его силам, телесным и душевным, особенную развязность и могучесть. Он сам объяснял причины своего цветущего телесного здоровья частым причащением Христовых Таин. Не говоря о временах давно прошедших, мы, по милости Божией, бывали свидетелями благотворного влияния Христовых Таин на людей даже в наше время. Очень нередко бывает, что больные, на смертном одре лежащие, получают чудесное исцеление и укрепление своих сил и встают от болезни животворной силой Тела и Крови Иисуса Христа, когда они причащаются их с полной верой и чистой совестью. Бывают многократно случаи, что многие подверженные страсти пьянства и буйственности прекращали эти безобразия после принятия Святых Христовых Таин. Они сами открыто говорили: словно каким-то чудесным огнем была опалена душа наша, и мы после этого получили полнейшее отвращение от винопийства и внутреннего озлобления.

Если причащение Святых Христовых Таин здесь, на земле, видимо и благотворно действует на нас, то нет сомнения, что во всем величии своем явится там, в будущей жизни. Здесь обнаружение полной силы этого таинства невозможно, потому что все мы — люди смертные, каждому из нас рано или поздно суждено умереть. Бессмертие начнется для нас за пределами гроба. Люди, причащающиеся достойно Святых Христовых Таин, вносят в себя начало и зародыш вечной жизни, того обновления, в котором наши тела воскреснут в день всеобщего воскресения и оживотворятся. Сам Спаситель сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день (Ин. 6, 54).

Таким образом, причастники Святых Таин должны быть убеждены, что они приняли в себя такой великий дар, который и душе и телу сообщает жизнь в этом мире и в будущем. Такой спасительный дар ничем ни оценить, ни заменить нельзя. Он дороже всяких ценностей, выше всяких почестей. Кто в себе носит этот дар, тот имеет в себе Духа Святаго. Пред причастником все враждебное никнет и падает. Самая могила — светла, Страшный суд для него — оправдание, вечность для него — бесконечное блаженство.

Памятуйте же, чада мои духовные, сказанное мною. Памятуйте, что в эти минуты все вы святые, что каждого из вас просвещает свет Христов. Горе, несмываемый стыд и слезы тоскливые всем тем, кто неблагодарно и небрежно угасит этот незаходимый свет Божий, кто изменит тайне Божественной, которую восприняли вы в прощение всех грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Господь наш Спаситель Иисус Христос по Своему человеколюбию удостоил нас святого причащения. Если мы понимаем значение этой Божественной милости, то не знаю, в каких словах выразить нам пред Христом свои благодарные чувства!

Поймите и оцените. Через причащение очистилось и освятилось тело каждого из нас. Теперь в эти минуты между нами нет ни единого грешника; все наши грехи, какие бы они ни были, если мы в них раскаялись и со смиренной душой и чистым сердцем вняли голосу назидания в таинстве покаяния, все наши грехи прощены. За нас пред небом, пред Божественной правдой ходатайствовал Сам Господь, наш Спаситель. Он взял всех нас под Свою всемогущую десницу, всех омыл и освятил и напоил Божественной Своей Кровию, всех напитал Своим Пречистым Телом. Теперь где Он находится, там и мы. Он Сам сказал: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Итак, у всех ныне причастившихся тело есть храм Святаго Духа, жилище благодати; наше чело в эти спасительные минуты так же чисто, каким оно будет в тот день, когда все люди воскреснут. Великое счастье тому, в ком не иссякнет отныне этот чудный, таинственный, животворный дар святости и чистоты.

Но в человеке, кроме телесной жизни, есть другая жизнь — это жизнь души. Жизнь души поддерживает свое бытие и существование Духом Святым: Духом Святым всяка душа живится, и чистотою возвышается, и светлеется присно. Животворящая благодать Святаго Духа ниспосылается нашей душе чрез таинство причащения. Поэтому в молитве пред святым причащением Церковь влагает в наши уста такие слова: Господи, да будет нам Тело и Кровь Христовы в очищение, в просвещение, во исцеление, во здравие души, в возращение добродетели и совершенств, в жизнь вечную. Вот почему истинные христиане всех времен, самые великие подвижники и угодники Божии в искушениях, в скорбях, в немощах, при напастях, в приготовлениях к какому-либо многотрудному делу, при страхе, невольно и безотчетно охватывающем душу, всегда укрепляли себя Святыми Христовыми Тайнами. Они впадали в печаль, если не могли почему-либо ежедневно причащаться. Святой Игнатий Богоносец в письме проповедническом к своей римской пастве на вопрос о том, как он живет, какие желания занимают его, отвечал: "Тленной пищей не увеселяюсь: Божьего хлеба хочу, хлеба небесного, хлеба животворного, иже есть Плоть Христа Сына Божия, и пить хочу Кровь Того, Иже есть Любовь нетленная и Живот вечный".

Будем же помнить, какой великой благодати мы удостоены, и будем хранить в себе это бесценное сокровище. Будем помнить, что святая святым предлагается, а не недостойным. Будем молить милосердого Господа, чтобы и впредь не лишал нас этого насущнаго хлеба нашего и возможно чаще удостаивал причащаться во спасение и в жизнь вечную. Святой Иоанн Богослов в своей сравнительно долгой жизни ежедневно сам молился и других поучал молиться этими словам: Господи, всегда даждь нам хлеб сей (Ин. 6, 34). И вы возьмите себе к сердцу ближе эту молитву, сами ее повторяйте и, при помощи Божией, приводите в исполнение, в особенности же тогда, когда вас будут обуревать страсти, когда нападать на вас будут соблазны, когда будут грозить вам ваши враги, видимые и невидимые…

Веруйте и уповайте, что Христовыми Тайнами вся прелесть упразднится, все самое темное, грязное убелится и освятится, все больное и зараженное в нас грехом и пороком исцелится для жизни временной и вечной… И с этими Святыми Дарами перейдем от земли в вечное Царствие Божие, где увидим Господа Спасителя… Он узнает нас, потому что мы причащались Его Плоти и Крови, и, таким образом, мы, по выражению апостола Павла, суть не иное что, но плоть от плоти Его и кость от кости Его (Еф. 5, 30). Аминь.

Благодарение Господу, задача трудная нами разрешена. В награду за усердие — одним, по Божественному неоскудеваемому милосердию — другим преподаны в снедь и питие Пречистое Тело и Пречистая Кровь нашего Спасителя. Преподавая вам эти величайшие и страшные Христовы Дары, священнослужитель присовокупляет: "Причащается раб Божий, или раба Божия, во оставление грехов и жизнь вечную…"

Итак, всем вам прощены грехи; всех вас освятили Святые Таинства. За вашу веру, которую засвидетельствовали пред Отцом Небесным, за ваше чистосердечное и слезное покаяние Господь простил вам и неправду, и беззакония ваши. Радуйтесь же о Господе и, не унывая, помните, что на каждом из вас ныне сияет венец Господа Славы: теперь вы — истинные, живые члены Господа нашего Иисуса Христа.

Охраните же полученные вами Святые Дары. Охрана их требует не больше, как соблюдения заповедей евангельских, тех заповедей, в которых заключается все наше спасение и вся наша истинная жизнь. Аще любите Мя, — говорит Иисус Христос, — заповеди Моя соблюдите… — вот Его к вам слово, сказанное Им пред крестной смертью в последней прощальной беседе.

Прошу и молю вас, начертайте глубже в душе своей образ Божественного Спасителя, Которому вы нынче приобщились. Да будут Его Тайны для вас светом, просвещающим душу на пути к могиле и жизни вечной. Да будет нынешний день для вас незабвенным утешением во всех скорбях и печалях нашей жизни, полной тревог и суеты…

Если бы мои благожелания исполнились, то и мне, как руководившему вас к таинствам святого покаяния и причащения, можно было бы повторить слова Иоанна Богослова о духовных его детях: больше сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща (2 Ин. 1, 4).

Поручаю вас заступлению Пресвятой Богородицы, ангелу-хранителю и призываю на всех Божественную благодать. Аминь.

Милосердый Господь еще сподобил нас узреть светлый и радостный день причащения Святых Таин. Воздадим Ему славу и благодарение за такое к нам милосердие.

Ныне для нас, причастников, вся исполнишася света: между нами не должно быть ни скорбящих, ни плачущих. Почему же? Потому, что мы приобщились духовного мира. Он к нам приблизился и оживил нас: когда солнце весной приближается к земле, все творения земли оживают и приносят весенний цвет, самый чудный, отрадный цвет. Ныне Солнце правды — Христос осветил нас. Приблизил нам на землю вечную радость и блаженство. Господа ради, не убегайте же, причастники Христовы, во мрак: сегодня все мы оживлены, сегодня, по слову Божию, все мы праведники, ад от нас далек; с нами не только присущие всегда нашей христианской душе ангелы-хранители, но Сам Иисус Христос.

Будем же стараться так себя вести, чтобы не зашло в нас Вечное Солнце. Пусть в душе нашей не усыпает ни на минуту чаяние новой жизни. Любите Христа, тогда Он не отступит от нас; Он будет в душе нашей светом просвещающим, животворящим; и день и ночь Он будет с нами, и тогда нам ничего не нужно, кроме одного — жизни со Христом. Аминь.

Господь Бог удостоил нас причаститься Христовых Святых Тайн. В чем же здесь тайна? Тайна в той любви, какую показал нам Иисус Христос. Каждый из причастников есть отныне друг Христа: мы соединены со Христом самыми теснейшими, неразрывными узами. Горе нам и стыд, если мы вступили в этот союз с опрометчивым легкомыслием; горе, потому что на душу нашу ложится измена Иуды-предателя… Ведь и этот вероломный человек причастился из рук Господа и лобзал Его, но по причащении не усомнился предать Его врагам на позорную смерть. В Иуду, говорит евангелист, после причащения вошел сатана и погубил его. Стыд несмываемый нам, если мы в свою душу приняли тайну и не сохранили ее. Ничего нет в мире грознее оклеветанной и опозоренной святыни. Бойтесь же оклеветать святыню, которая внутри вас. И в человеческом нашем обществе человек, обманувший чувства дружбы и любви другого, считается негодным, достойным названия злодея; обманувший же любовь Иисуса Христа достоин назваться врагом истины.

Вы послушайте, так говорит нам, причастникам, Иисус Христос: есть родители, которые нередко отдают питать другим своих детей, но Я, говорит Спаситель, поступаю не так — собственной Моей Плотью Я вас питаю, Самого Себя предлагаю в пищу вам, желаю, чтобы все вы имели высокое достоинство, и обещаю вам добрые надежды в будущем… Цените же Мою любовь к вам; если Я здесь предаю вам Себя, то чего не можете ожидать от Меня там? Ради вас Я сошел на землю, родился на земле, жил с вами, как друг ваш, ради вас приобщился плоти и крови, и вот опять преподаю ту Плоть и Кровь, которыми Я сроднился с вами. Я даю вам больше, нежели вы заслужили. Я даю вам больше, нежели вы могли надеяться.

Итак, это сладчайший голос Христа. Вникнем в эти слова умом и сердцем: мы уже не грешники, но над каждым из нас сияет венец Небесного Царствия Божия.

Братья и сестры! Будем же мужественны, добры… Радуйтесь, с вами Сам Иисус Христос ныне и присно и во веки веков! Аминь.

Богу благодарение: Он сподобил вас приобщиться Святых Христовых Тайн. Радуйтесь, причастники! Выше этой радости ничего не может быть на свете. Ее нельзя купить деньгами, нельзя приобресть ни умом, ни красотой, ни силой. Эта радость посылается душе от Самого Господа за ее любовь к Нему, за то чистосердечное раскаяние, которое она принесла Ему, и за краткое, но усердное охотное говение, которое вы совершили во дни поста.

Скрывать нечего: говение нелегко — скорбит душа, изнывает тело, но, как говорит святой Давид в 125-м псалме, сеющие слезами, радостию пожнут. Благо и счастье всем тем, кто из вас во всю свою жизнь или даже в эту неделю являлся работником Господа, кто работал с смиренномудрием, целомудрием и многими слезами (Деян. 20, 19).

Ваша нива поспела и созрела, причастники. Вы ради Господа потрудились, сеяли доброе семя, и оно же возросло, вы понесете домой благословенный плод его: в вас будет Пречистое Тело и Пречистая Кровь Спасителя нашего Иисуса Христа.

Молю же вас, братья и сестры мои, идите из храма этого с радостью и сохраните Святые Дары подольше, возможно дольше в себе. И какую же вы мне доставите этим радость! Если бы мне можно было сказать о вас пред Господом и своей совестью, как сказал Иоанн Богослов о своих духовных детях: больше сея не имам радости, да слышу моя чада во истине ходяща (3 Ин. 1, 4).

Господь с вами ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Бог милосердия и щедрот наградил вас, говевшие и покаявшиеся! Исповедуя свои грехи, многие из вас, приметил я, плакали. Их совесть упрекала за сделанные грехи. Но вот мать наша, святая Церковь, поспешила усладить горечь наших прежних ощущений бесценным даром милосердия Божия.

Теперь вы, все вы без исключения, святые — и братья, и сестры. И не только ваши души, но и тела ваши святы.

Вы не только видели, но и вкушали от Пречистого Тела и Пречистой Крови нашего Спасителя. Однажды пророк Исаия увидел своим взором Господа, восседавшего на престоле небесном, окруженном херувимами и серафимами. В страхе и трепете он мог только воскликнуть: Господи! окаянен я… у меня уста не чисты… А мой взор видел Господа Саваофа (Ис. 6, 5). Что же нам сказать, если Господь явился к нам в столь простом образе?

В этом образе с Пречистою Кровью, истекшей из Его живоносных ран, Иисус Христос говорит нам: не бойтесь! Я с вами. Не бойся, Я с тобой! — говорит Он бедной грешнице… Тебя люди осудили. Тебя совесть истерзала. Но Я простил тебя и останусь с тобой.

В твоей душе царит беспросветная ночь… Но Я не отдам тебя на пагубу: возьми Мой дар и смело иди вперед; живи не так, как хочешь, но как тебе велит Господь. Неси Мой дар с собою…

О, как велик этот дар! Знайте и ведайте, что Господь в день Страшного суда не откажется от владеющего таким даром. Он вспомнит слезы вашего покаяния и вспомнит то слово прощения и разрешения, которое было прочитано над вашей головой, накрытой священной епитрахилью, во время святой спасительной Христовой исповеди.

Несите святой дар с собою и не расточайте. Скажите своим детям, своим братьям и слугам, своим мужьям, женам и друзьям, что вы получили благодать и право на вход в Небесное Царство. Еще раз повторяю, молю и прошу вас: не расточайте же легкомысленно этот дар… не лобзайте чашу мертвыми, бесчувственными устами, но, прикасаясь к чаше Христовой, в лобзании этой святыни обретите благочестие и чистоту во имя Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Первая литургия совершилась на Тайной вечере. Первые Христовы причастники — апостолы. Когда окончилась вечеря, ученики могли идти, куда они хотели.

И вы, кончив молитвенный подвиг, можете идти, куда захотите.

Но ученики с вечери пошли двумя дорогами. Одни пошли за Христом: с Ним они хотели бодрствовать, страдать и молиться. Иуда пошел к врагам Иисуса, туда, куда влекли его страсти греховные, злая воля.

Куда вы пойдете? Идите за Иисусом! Идите, как шли апостолы. Может быть, и вам случится искушение, падения на жизненном пути. Ведь падал же апостол Петр; но он падал и вставал. Восстал еще лучшим, чем был до своего падения, — лучшим, потому что его сердце выплакало, слезами раскаяния умыло грех.

Идите за Господом, причастники! Вы избрали добровольно этот путь и в храме, пред царскими вратами и святой чашей, исповедали преданность Христу. Вы исповедали: я не дам Тебе, Господи, лобзания Иуды. Не давайте: ложная любовь, ложная исповедь будет жечь вашу совесть и сердце мукой.

Вы исповедали Христа, как благоразумный разбойник на кресте. Если бы благоразумному разбойнику досталось сойти с креста живым, без сомнения, он всю бы свою жизнь посвятил Господу.

Пусть же ваши души, причастники Христовы, сияют светом незаходимой любви к Господу. Они взяли свет Христов из источника любви, из святой чаши. Да будет этот свет животворящий и просвещающий.

Да будет душа ваша перед Христом лампадой неугасимой любви, хранящей свет Христов, а тела ваши да будут достойными храмами для воспринятой вами святыни. Аминь.

Приветствую вас, причастники! Вот теперь вопрос: как расположить нам свою жизнь? Мы получили много, как нам сохранить это бесценно дорогое сокровище? На эти наши запросы ответствует святая Церковь. Она убеждает нас быть внимательными к себе и своим христианским обязанностям.

Каждый из нас должен беречь принятое сокровище, а не бросать его как попало. Каждый из нас должен не забывать ни того, что он есть христианин, а главное, что он причастившийся христианин. При всяких искушениях он должен вспоминать, что причастился страшных Христовых Таин в жизнь вечную; что он с причастием не готов расстаться, ни променять на удовлетворение какой-либо страсти. Каждый из нас должен вспоминать настоящие светлые минуты, когда мы все чисты пред Господом, омыты Его Пречистой Кровию и напитаны Его Пречистой Плотию. Каждый из нас должен памятовать любовь к нам Господа и ту любовь, какую мы пред Ним засвидетельствовали. Мы сегодня говорили Господу: веруем и исповедуем, что Ты Сын Бога живаго, пришедый в мир спасти грешников; веруем, что не в осуждение я принимаю Святые Тайны, но во исцеление души и тела; я лобзал Тебя, Господи, не изменническим поцелуем Иуды-предателя, но лобзанием невинным и святым… Если позабудем про это, то нас позабудет Сам Господь… и мы будем снова блуждать во тьме греха и отнимется от нас свет Христов, отнимется от нас радость и спокойствие совести, больше и нужнее которого ничего нет в целом мире. Аминь.

Благодарение Господу, вы, сегодняшние причастники, удостоившись принятия благодатных даров Тела и Крови Христовой, благополучно закончили Четыредесятницу. Все вы уподобляетесь тем благим и верным рабам, которые, говорит Евангелие, перенесли холод и зной и тяготу дня, исполнили заповедь Христову. Ко всем вам относится теперь притча Христова о мудрых девах, стяжавших светильник живой веры, надежды и любви. Войдите же в радость Господа своего. Напитавшись душеспасительной трапезы, усладитесь чувством благодарности за чашу дарованного бессмертия.

Будьте отныне любящими учениками Господа. Оставайтесь с Ним в напастях до конца. Теперь наступают дни Страстной недели. Господа ради не омрачайте этого времени суетой мирской. Помните и знайте, что вкусили от древа Жизни; не предавайтесь невоздержанию, но стойте на высоте вашего духа, который ныне принял под свой кров верховнейшую Любовь и Премудрость, Самого Христа Бога.

Помните и знайте, что много уже великих Четыредесятниц провели мы — но много ли увидим еще? Много раз мы приобщались — но удостоимся ли еще впереди быть причастниками Господа? Много раз мы обещали пред крестом и Евангелием исправление и улучшение себя; много проповедей слыхали мы — и все остались теми же… Неужели нас от сна греховного способна разбудить только одна труба архангельская?. Но ее звуки ужасны, они сильнее грома поразят сердца грешников…

Будем же усердно молиться, чтобы благодать Всесвятого Духа Божия снизошла на нас, обновила нас, оживотворила наши души, истлевшие от страстей, и создала нам сердце чистым и непорочным. Чтобы наши сердца стали храмом благих помыслов, чистых и небесных желаний.

Господи! Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя! Вот голос вашей, причастники, молитвенной просьбы в эти великие и торжественные минуты жизни. Аминь.

По бесконечному милосердию Своему, Господь удостоил вас приобщиться Даров Его благодати. Этой милостью ваши души введены в рай. Выше и ценнее ничего не может быть и нет на земле для человека, как примирение с своей совестью, как убеждение в том, что Господь очистил, освятил наши души и простил нас от всех грехов. Не за заслуги наши совершилась такая милость, но по милосердию Божию, тому милосердию, которым помилована была блудница и введен в рай разбойник. Пред алтарем сегодня каждый из нас исповедал молитву разбойника: Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем. Мы искали ключа, отворяющего рай.

Пусть же каждый из нас знает, что любящий Христос отверз рай покаявшемуся разбойнику не по случайной молитве, но за его простоту совести, открытой правосудию Божию. Бедный преступник умирал мучительной смертью. Не ропот, не угрозы, не проклятия были в его устах, но твердое сознание в том, что страдает за дела свои по правде. Вот его заслуга. Самоосуждение есть очищение души. Итак, каждый из нас должен стараться развить в себе свойство: глубоко сознать свой грех, самоосудить свои деяния и таким образом сокрушить свой грех.

Разбойник на кресте искал Бога: он, умирая, верил в бессмертие. В те самые минуты, когда яростная и безумная толпа архиереев, князей и ученых книжников смеялась и хохотала неистово над страдальцем Иисусом, разбойник в этом страдальце видел Бога, Спасителя. Он Ему, Христу, принес в жертву все, что имел. У него были свободны только уста и сердце. Сердцем он уверовал во Христа, устами Его и исповедал. Это уже подвиг. Из нас никто не испытал, как тяжело мученичество; однако кому не случалось впадать в маловерие и малодушие даже при легких житейских неприятностях. Принявши Святые Христовы Тайны, сегодня мы, руководствуясь молитвенной исповедью благоразумного разбойника, должны положить в своих сердцах начало богоугодной жизни. Следует и необходимо отложить гордость; осуждать себя, а не других, когда постигают нас неприятности, неудачи, оскорбления; быть убежденными, что мы достойное по делам нашим восприемлем. Но в часы испытаний и скорбей не позабудем, что близ нас находится Господь, подобно тому, как в часы Его распятия тьма бысть по всей земли, но свет спасения с Его Креста уже изливался в сердца уверовавших. Главное и самое ощутительное в принятии Святых Христовых Таин составляет то, что они способствуют подъему человеческих сил; они должны привесть наши чувства в ровное состояние, они успокаивают нашу совесть. Сегодня вам, причастникам, предоставляется идти путем христианским: вы омыты и исцелены Кровию Спасителя, вы насыщены Его Пречистым Телом.

Будем все молиться, чтобы эти дары сохранить нам в самих себе, чтобы не расхитили их у нас враги видимые и невидимые, чтобы сами мы ими не пренебрегли и не унизили Бога Спасителя, не загрязнили свою совесть и не осквернили в себе самих Божий образ Христа Спасителя, нас ради пострадавшего и воскресшего. Аминь.

Иисус Христос так говорил и учил о таинстве святого причащения: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6, 56). Этими словами Он хотел всех нас утешить в том, что теперь мы с Ним и Он с нами; мы в Нем и Он в нас отныне и до века!

Великий дар, принятый вами, обязывает всех нас быть осторожными и осмотрительными в делах, словах, желаниях и мыслях наших. Всякий причастник есть не что иное, как кость от живоносной кости Спасителя и плоть от животворящей плоти Его.

Теперь всякий грех, соделанный нами, будет оскорблением, нанесенным Господу; всякое порочное действие — явной обидой Сладчайшему Искупителю; всякое злоупотребление нашего тела будет оплеванием, заушением и биением, которые Он претерпел от врагов. Теперь уж мы не одни, но с нами и в нас Господь. Мы не должны отказываться от добрых дел, от подвигов благочестия.

А главное, причастники должны быть благодушными и великодушными во всех обстоятельствах жизни. Во всех наших добрых чувствованиях участвует Господь. Он скорбел с сестрою Лазаря и всегда, следовательно, может разделить наши слезы и нашу печаль. Он радовался с обрадованными апостолами; может ли Он не разделить нашу радость? Он, будучи во плоти, терпел искушения и сострадает нам в подвиге искушения.

Только одно условие: не отступим мы сами от Господа; Он же пребудет с нами вовек. Скорее небо и земля прейдет, нежели останется без исполнения Его Божественное слово: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем. Аминь.

Какое сугубое богатство и обилие благодати Божией пред вами сегодня: всего вам предложил Христос. Он напитал вас Пречистым Своим Телом, напоил и омыл Животворящей Кровью Своей; Он из гроба на каждого из вас простирал луч бессмертия и славы. Чего же больше нужно для ваших душ?

Итак, вам все дано. Но кому дано много, с того много взыщется. Возвращайтесь домой в удовольствии и покое. Пусть далеки будут от вас суетные потребности плоти, страстей и пороков. Теперь вы смелей и уверенней, чем когда-либо, можете возвергнуть на Господа печаль свою и не бояться лукавых искушений. Ведайте же, что возвергший все на Господа мирно и безропотно проводит дни своей жизни.

Знайте, убеждайтесь, что жизнь не пир, но труд. Надо работать больше, как можно больше трудиться для водворения добра, истины и красоты в себе самом, в семьях наших, в обществе и в целом человечестве. Это значит работать для Бога. Каждый должен трудиться по своей силе, ибо и таланты от Господа даются сообразно силе и возможности каждого. Искушения же, посещающие нас, должно принимать не только безропотно, но и благодарно. И вот, когда станут вас одолевать искушения, вспомните про нынешний день: ныне вы причастились Святых Таин у гроба Спасителя, завещавшего не страшиться ни искушений, ни тяжелых крестов, но побеждать искушения и нести крест вослед Ему, то есть так же жить, как Он жил.

Если грех случится с вами, если поскользнетесь и упадете, то не услаждайтесь грехом, но, как повинные, преступные, скорее притекайте к подножию Животворящего Креста, всегда памятуя слово Божественного милосердия: не хощу смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему.

Но принявшие Святые Дары, получившие право работать в вертограде Христовом, не возгордитесь, но еще более смиритесь, ибо жизнь наша есть великая тайна, которая разрешится только для тех, кто смирится. Всякий смиряющий себя, во всем смиряющий, вознесен будет Богом. Если, Господа ради, будете бедствовать, говеть, молиться, то Господом будете и прославлены. В день последнего Страшного суда Господь воздаст тебе, благой раб, полное воздаяние.

Теперь же веруйте, уповайте и любите. Да будет благословение Божие и мир Божий со всеми вами. Аминь.


Источник: протоиерей Валентин Амфитеатров. Великий Пост. Духовные поучения. - Санкт-Петербург, Сестричество во имя преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, 1997.



19 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.