Из наставлений святителя Филарета к братии Троице-Сергиевой Лавры

Из наставлений святителя Филарета к братии Троице-Сергиевой Лавры

Обращаясь к насельникам монастыря, свт. Филарет делает важное замечание о духовном облике иноков: «Знаю правило, что христианину и монаху должно поступать искренно и правдиво». И первому и второму подобает приходить в храм Божий по совести и любви.

Святой иерарх рекомендует: «Чтобы предстоящие не осуждали отсутствующих, а изнемогшие от дневного дела в отдохновении своем помышляли, что и за них предстоят другие. – Бог да устроит полезное, с снисхождением к немощи, без утраты усердия».

Монах – это смиренный слуга Бога и людей. – «О каком величии говорите Вы между монахами? "Болий в вас да будет вам слуга" (Мф. 23:11). Куда же мы денем сие слово?» – вопрошает святитель. «Монаху надлежит думать о благочестии, а не об отличиях внешних. И если позволить думать о них – хорошо отличие данное, а не выпрошенное, как милостыня». Истинный монах – как истинный христианин – «в естественном характере своем находит то, что нужно исправить и что трудно переломить, прибегает к Богу, прося в сем помощи. И если не скоро дается помощь» – не унывает, «но продолжает ударять в двери милосердия», подвизается, «чтобы удерживать неблагоприятное движение сердца и воли».

В послушании должен действовать определенный духовный закон: не отказываться от послушания, но и не желать большего. Выбирать на послушание надо не просто желающих, «а знающих дело и имеющих силу понести труды и немощи немощных».

Нести череду служения должны все иноки, невзирая на их другие обязанности. Вот что наказывает святитель наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Афанасию: «Находящемуся в должности Лаврского эконома скажите, чтобы служил, и не редко. В Иверском о нем осталось мнение, как об охотнике бродить в город. В записке Вашей нашел я ризничего между неправящими череды. Почему? Я сего не заметил до сих пор в сей Лавре; и в другой сего нет. То же и об экономе. В Петербургской Лавре и эконом Академии правил череду». Даже несущие подвиг безмолвия призываются к сему же.

Трудолюбие всегда украшало и украшает монастыри и его нужно поддерживать «и по хозяйственным и по нравственным причинам». Только болезнь инока служит основанием к облегчению и даже освобождению от послушаний. «Если правильность и непрерывность лечения потребует иногда неслужения в праздник – примите сие в счет послушания, и правило врачебное исполните с точностью, имев уже опыт неудовлетворительных последствий от неточного исполнения», – пишет святитель архим. Антонию. И к нему же: «Бог да благословит и дарует быть всему благообразно и по чину, с послушанием и миром».

Свято исполненное послушание, как важная добродетель, отмечалась и по кончине монахов – их погребали в святой обители. – «Погребение в Лавре двум, помнится, монахам предоставил я, – сообщает святитель, – отнюдь не по уважению вклада, а по уважению того, что они при добром поведении несли с пользой для Лавры послушания, а священством по безграмотству не награждены, потому я и согласился оказать им благодарность, удовлетворяя их желанию местом погребения. Вклад же монаха по смерти – дело не великое: монаху надобно, не откладывая, отдавать излишнее Богу или бедным».

Рассуждает свт. Филарет и о лечении монахов: «До сих пор наша братия находили здоровье дома. Но если врач требует от больного путешествия за границу – пусть просьба будет рассмотрена. Бывало, монахи веровали и исцелялись, а болезнь терпели: особенно новоначальные не ходили в мир лечиться. Но если нужно, отпустите».

Святитель приветствует ревность иноков, хотя говорит и о соблюдении умеренности: «Ревности братии скита и увеличению молитвенного подвига радуюсь. Но по лености моей, рассуждая о других, забочусь, постоянна ли будет сия ревность, и не будут ли некоторые сперва принужденно идти за другими, а потом отставать? Мне сказывали, что в Саровской пустыне на великое правило немногие ходят; по моему мнению, лучше бы умеренное правило исполняли все, а ревнующие дополняли оное в кельях. Не надобно по лености делать меньше, нежели требуют; но не надобно делать и больше по произволу. В келье можно молиться сколько угодно – для церкви есть порядок более строгий. Как могут спросить: зачем не молятся? Так могут спросить: зачем молятся?». Келейное правило не столько надо увеличивать, «сколько внимательно исполнять». Ношение же вериг, хотя и под одеждой незаметно для других, зависит не только от самого подвижника, но и «от разрешения духовного отца его».

Для облегчения подвигов иноков в монастыре должны быть трудники. «Без людей что будет с монастырем? Надобно, чтобы нашлись на первый раз немногие, которые бы поусердствовали восстановить место».

Особое слово свт. Филарета об уединенном подвиге монаха – скитской, келейной, схимнической жизни. Допускать в пустынь следует «не поспешно и не многих». Сюда должны идти «не на пробу, а по твердому желанию». «Скит для уединения. Тех, которые желают посетить скит, надобно допускать с рассуждением, чтобы сие не было в рассеяние безмолствующим», – заключает церковный иерарх. «Да дарует Господь, чтобы пустынножитель утвердился в добром пребывании и безмолвии, и чтобы беседа с посещающими его скитянами споспешествовала взаимно успеху духовному».

«То же достоинство», какое имеет молитва в пещере, она может иметь в келье. И потому келья для инока имеет огромное значение. – «Не надобно ли вспомнить отеческое слово, что монахи вне кельи, а особенно вне монастыря, как рыбы вне воды, скоро умирают». Святитель призывает усилить «надзор, чтобы братия не оставалась поздно вне своей каждый кельи». Келью – не выбирать, «а надобно принять, какую дадут. Чем скромнее, тем полезнее».

Выводом к сказанному о монашестве служат пожелания святителя о спасительном служении Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, чтобы обитель «была не изысканным устройством красна, но благоугодна Богу простотой и чистотой Божией, тихим и безмолвным житием».

Источник: К. Е. Скурат. Алфавит духовный. Избранные советы и наставления свт. Филарета Московского. М.: Ковчег, 2010. - С. 197-208.


20 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».