Автор монастырского устава, борец против ереси, учитель учителей

Автор монастырского устава, борец против ереси, учитель учителей

Прп. Иосиф (в миру – Иоанн Санин) родился 14 ноября 1440 (1439 ?) г. в с. Язвище-Покровское, недалеко от г. Волоколамска, в семье благочестивых родителей Иоанна (в монашестве – Иоанникия) и Марины (в схиме – Марии). 

Семилетним отроком Иоанн был отдан в обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Кресто-Воздвиженского монастыря Арсению. За два года изучил Священное Писание и стал чтецом в монастырской церкви. В двадцать лет посетил Тверской Саввин монастырь, где познакомился с духовным наставником Варсонофием, и, «мудре последуя совету и благословению прозорливаго и святаго старца, пришел еси в обитель преподобнаго Пафнутия и того умолил еси прияти тя в послушание». В Боровском монастыре прп. Пафнутием был пострижен в иночество с именем Иосиф. Восемнадцать лет провел под руководством святого подвижника. По преставлении последнего был назначен игуменом. Ввел в обители общежительный устав, что вызвало недовольство некоторых иноков. Был вынужден покинуть обитель и отправился в паломничество. Оказавшись в Кирилло-Белозерском монастыре он еще более укрепился в желании создать новое монашеское общежитие. Удалился в Волоколамские пределы, где в 1479 г. при слиянии рек Струги и Сестры в лесу основал обитель Успения Пресвятой Богородицы. В монастыре ввел самое строгое общежитие, составив собственный устав на основе устава прп. Нила Сорского.

Величайшим подвигом Волоцкого игумена стало обличение ереси жидовствующих, пытавшихся исказить основы духовной жизни православных христиан. Прп. Иосиф составил первый свод русского православного богословия – книгу "Просветитель". На церковных Соборах 1490 и 1504 г. прп. Иосиф выступил с обличением ереси жидовствующих, возникшей в Новгороде. Он решительно добивался осуждения упорствующих отступников. Кроме "Просветителя" перу святого принадлежат также 24 послания к различным лицам, краткая и пространная редакции монастырского "Устава".

Прп. Иосиф воспитал целую школу иноков-подвижников. Многие постриженики Иосифо-Волоколамского монастыря сталли архипастырями и занимали важнейшие кафедры Русской Церкви: митр. Московский Даниил, архиеп. Вассиан Ростовский Макарий, епп. Симеон Суздальский, Досифей Крутицкий, Савва Крутицкий, по прозванию Черный, Акакий Тверской, Вассиан Коломенский, свтт. Казанские Гурий и Герман, свт. Варсонофий, еп. Тверской.

Прп. Иосиф преставился 9 сентября 1515 г. Он был огребен близ алтаря Успенского храма своей обители. Собором 1578 г. причислен Церковью к местночтимым, а в 1591 г. – к общерусским святым.



Тропарь прп. Иосифу Волоцкому, глас 5

Яко постников удобрение и отцев красоту, / милости подателя, / разсуждения светильника, / вси вернии, сошедшеся, восхвалим / кротости учителя и ересей посрамителя, / премудраго Иосифа, Российскую звезду, / молящася Господу / помиловатися душам нашим.


Кондак прп. Иосифу Волоцкому, глас 8

Жития треволнения, и мятеж мирский, / и страстная взыграния в ничтоже вменив, / пустынный гражданин показался еси, / многих быв наставник, Иосифе преподобне, / монахов собратель и молебник верен, чистоты рачитель, / моли Христа Бога спастися душам нашим.


Молитва прп. Иосифу Волоцкому

О преблаженне и приснославне отче наш Иосифе! Ведуще твое велие к Богу дерзновение и к твоему твердому заступлению прибегающе, в сокрушении сердца молим тя: озари нас светом дарованныя тебе благодати и молитвами твоими помози нам бурное море жития сего преити безмятежно и пристанища спасения неблазненно достигнути: порабощени бо суще суетными, и грехолюбиви, и немощни еже от обышедших нас зол возникнути, к кому прибегнем, аще не к тебе, явившему неоскудеваемое богатство милости в земнем житии твоем? Веруем же, яко и по отшествии твоем множайшее стяжал еси дарование милосердовати бедствующим. Темже убо, припадающе ныне к цельбоносней иконе твоей, умиленно просим тя, святче Божий: сам искушен быв, помози и нам, искушаемым; постом и бдением поправый силу демонскую, и нас от нападений вражиих защити; препитавый гладом погибающих, и нам испроси у Господа изобилие плодов земных и вся яже ко спасению потребная; посрамивый еретическая мудрования, Церковь Святую от ересей и расколов, и смущений молитвами твоими огради: да тожде мудрствуем вси, единем сердцем славяще Святую, Единосущную, Животворящую и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во вся веки. Аминь.




22 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».