«Артос — просто хлеб или святыня?»: Отвечаем на вопросы

В последний, субботний день Светлой седмицы по окончании Литургии всем молящимся и присутствующим в храме раздают особый хлеб. Его называют «артос» (ἄρτος), что с древнегреческого буквально переводится как «хлеб». Люди могли видеть, как этот хлеб освящался в сам день Пасхи, как с ним совершали торжественные крестные ходы, как он полагался в храме близ Царских врат на Светлой седмице, как бережно хранился всю неделю и как после особой священнической молитвы раздавался верующим. Однако расскажем подробнее о его истории и назначении, ответив на вопросы.

«Артос — просто хлеб или святыня?»: Отвечаем на вопросы

* * *

Православные верующие хорошо знают об антидоре и просфоре. Так, антидор — это части просфоры, из которой вынимается Агнец, а просфора — особый богослужебный хлеб, который используют на Проскомидии для поминовения о здравии и об упокоении. Но что такое артос?

Артос — это особая большая просфора с изображением Воскресения Христова или Креста. Однако в отличие от обычной просфоры она приготовляется только раз в год и имеет иное назначение, чем просфора на Проскомидии перед Литургией.

Обычай приготовлять артос восходит к самим апостолам. Ученики Спасителя в память о том, что Христос многократно являлся им по Своем Воскресении, стали оставлять во время трапезы незанятым место своего Учителя и полагать там часть хлеба — как бы для Самого Господа, незримо присутствующего среди них. Именно по этой причине в дни Светлой седмицы артос находится на самом видном месте в храме, перед открытыми Царскими вратами — в напоминание об истинности Воскресения Христова и о пребывании Его с апостолами.

Как следует относиться к артосу?

К артосу следует относиться так же бережно и благоговейно, как к просфоре и антидору, поскольку он по своей сути также является просфорой, пусть и особо освященной. Однако следует знать, что, несмотря на особый статус артоса, он не может заменить собой Тело и Кровь Христовы. Святитель Иннокентий Херсонский об этом замечает:

«Его должно употреблять с благоговением, как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение».

Каково назначение артоса и когда его можно вкушать?

Артос хранится верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Его, как и всякую святыню, вкушают натощак. В священнической молитве над артосом в Светлую субботу христиане слышат:

«Яко да вси вкушающие от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся».

По этой причине артос принято употреблять в особых случаях, при немощах душевных и телесных, а также при душевной скорби и унынии, в воспоминание Светлой Христовой Пасхи и радости Воскресения Господа.

Фото: Сергей Горбунов


9 мая 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.