Проповедь о слезах покаяния. Архимандрит Тихон (Агриков)

Проповедь о слезах покаяния. Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Как много в жиз­ни скорби, печали, как много в жизни страданий. И всюду – слезы, слезы... Чья грудь не содрогалась от безмерных рыданий? Чье сердце не изливало свою муку в слезах? Даже дети невинные, и они плачут. Часто это слезы обиды. Стоит малютка на молитве. Его глазки обращены к небу. Он просит Боженьку по­мочь его маме... Она страдает... Тихо льются детские слезы...

Юноша просит уже о другом, и опять льются сле­зы... Наступает старость. Неподвижный строгий взгляд обращен к небу, и опять на глазах слезы.

Много слез выплакано человечеством, много скорбных ручейков влилось в великое море, но пото­ки их не иссякают. Это слезы обиды, гнева, зависти, злобы, радости, умиления, покорности. Все они сме­шаны вместе, но не все омывают грехи человека. Од­ни из них чисты, как капли небесной росы, другие мутны, они несут в себе нечистоту – это слезы зло­бы, зависти, обид. Они не омывают грехи человека, не приносят успокоения душе. Они только надрыва­ют больное сердце, разъедают открытые раны.

Но ведь Господь сказал, что плачущие получат утешение. Блаженны плачущии, но только те, кото­рые проливают слезы покаяния и умиления. Только покаянные слезы, соединенные с молитвой, прино­сят утешение страдающей душе. Подобно бальзаму, они разглаживают огрубевшие рубцы, подобно ут­ренней росе, освежают увядшие листья души. Под действием этих слез оживает сердце, начинает сиять потухшее преждевременно лицо. Такие молитвен­ные слезы возвращают человеку утраченные переживания далекого детства. Под действием этих жи­вительных соков возвращается желание жить, тру­диться на благо ближних. Душа начинает приносить добрые плоды.

Блаженны плачущии, яко тии утешатся. Тихий мир вливается в душу. Она обретает долгожданный покой. Это и есть начало утешения. Его подает небо, отражая в каплях чистой слезы свою небесную красо­ту. И человек, удостоившийся этого утешения, сияет особой красотой, подобно распустившемуся бело­снежному ландышу, он простирает лепестки своей души навстречу лучам небесного Солнца. Его жизнь только в Солнце. Оно с любовью согревает ожившее сердце и зовет в обители рая. И наступает день, когда его уже нет на земле. Он на небе. Он цветет в раю и не завянет никогда. Так возрастают души многих праведных. Море слез излили они за свою душу и по­лучили утешение. Слезы погашали их страсти, оро­шали их сердца и тем самым давали им силы для ду­ховного делания. Нужно просить у Господа этот дар слез: «Господи, даруй ми слезы умиления, яко да те­ми Тя умолю очиститися прежде конца от всякого греха».

Вы спросите, какая сила слезной молитвы? Расска­зывают, как один брат, придя в скит, подошел к келлии аввы Арсения. Открыв тихонечко дверь, он за­глянул внутрь. Боже мой, что он там увидел! Он уви­дел огненный столб посреди келлии. Горит этот ог­ненный столб и не сгорает. Ни дыма нет, ни жара. А в этом огненном пламени стоит, подняв руки к небу, авва Арсений. Он молится Богу. Он весь ушел в молитву. Что же за огонь вокруг него? Это молитвенная стихия, огненная броня, запрещающая бесам при­ближаться к старцу, это сила молитвы праведника, попаляющая изнутри и совне терние греховных помышлений. Увидев такое, брат пришел в ужас и чуть было не убежал из келлии, но страх сковал его члены, и он не мог сдвинуться с места. Авва Арсений, окон­чив молитву, вышел. Увидев монаха в великом смяте­нии, авва спросил его: «И давно ли ты стоишь здесь? Не видел ли ты чего необычного?» Тот побоялся при­знаться и сказал в ответ: «Нет, авва, я ничего не ви­дел». Побеседовав, старец отпустил его.

Дорогие мои, вот как молятся святые угодники Божии. Вот какова их молитва. Как пророк Илия на ог­ненной колеснице, так ум их в пламени огня несется к Богу. А наша молитва совсем иная. И слез-то нет, и тепла-то нет, а об огне молитвенном и говорить не приходится. Стоим на молитве, очи сухие, и сердце как лед, и не огонь вокруг нас, а тьма греховная, не­проницаемый мрак, и в этом мраке бесы прыгают от радости.

Вот где нужны слезы, вот где потоки слез надо про­ливать – плакать надо о нашей холодной молитве, о том, что мы молитвой Бога гневим. Он отвращается от такой молитвы, не слышит ее.

О преподобный авва Сергий, потерпи и ты нас, мы и тебя гневим своей холодной молитвой. Ты каждый день постель свою слезами омочал, а мы что? Мо­лись, отче родной, о нас. Да даст нам Господь слезы покаяния и не погибнем навеки. Аминь.


8 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».