В память об архимандрите Матфее (Мормыле) насельник Лавры иеромонах Афанасий (Билибинский) создал уникальный сайт церковных нот

В память об архимандрите Матфее (Мормыле) насельник Лавры иеромонах Афанасий (Билибинский) создал уникальный сайт церковных нот
«Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия» (Людвиг ван Бетховен).

Насельник Лавры иеромонах Афанасий (Билибинский) многие годы своего служения посвятил церковному пению. Когда он был начинающим регентом — учился у выдающегося церковного регента XX века архимандрита Матфея (Мормыля). С юных лет впитывая наставления великого регента, иеромонах Афанасий проникался духом певческих традиций Лавры, любви к церковной музыке и преподобному Сергию.

В 2018 году иеромонах Афанасий задался целью увековечить память великого регента и создал сайт, который пополняется оригинальными нотами церковных песнопений из его личной нотной библиотеки. О том, что побудило его к такой работе, рассказывает сам отец Афанасий:

«Благодарю Бога за то, что мне посчастливилось в своей жизни встретиться с такими замечательными людьми, как отец Матфей (Мормыль) и Сергей Зосимович Трубачёв, повлиявшими на мою дальнейшую деятельность как регента. После службы в армии, в 1989 году, я поступил в Московскую духовную семинарию и был зачислен в братский хор Лавры под управлением отца Матфея.

Не зря отца Матфея еще при жизни называли живой легендой. Все, кто соприкасался с ним, не важно, пел ли в его хоре, или присутствовал на богослужении, когда пел хор под его управлением, или слушал записи, — все оставались под неизгладимым впечатлением от услышанного. Благозвучное, мощное, красивое, слаженное, торжественное звучание, а главное — правильная расстановка смысловых акцентов позволяли слушающим правильно и осознанно воспринимать тексты церковных песнопений. Увы, не всем регентам это под силу. И что самое интересное, отец Матфей умел преподносить так не только авторские произведения, которые являются церковной классикой, но и обычный, всем известный церковный обиход.

Отец Матфей вдохновлял нас всех своей неподдельной, искренней и ревностной любовью к богослужению, церковному пению, уставу и традициям. Живое пение, можно даже сказать живоносное, настолько влияло на слушающих, что многие приходили к вере в Бога. В те годы это было живой проповедью Евангелия и веры во Христа. Отец Матфей говорил, что Лавра является центром Русского Православия и потому пение должно быть в духе Торжества Православия.

Надо отметить, что отец Матфей работал не с профессионалами, а с обычными студентами семинарии и Академии, у большинства из которых не было музыкального образования. И этим пением вдохновлялись многие профессиональные дирижеры и певцы. Жаль, что в наше время практически никто не занимается изучением феномена отца Матфея, его творчества, его школы.

В годы учебы в семинарии, во время пения в хоре отца Матфея, я увлекся церковным пением, стал собирать ноты, переписывать их, делился с другими певчими и регентами. В то время многие этим увлекались. В те годы, да, наверное, и сейчас, на периферии нотный репертуар скудный, и очень хотелось, чтобы люди слышали красоту и разнообразие богатого русского церковного пения. С тех пор я и стал собирать нотную библиотеку. Отец Матфей назначил меня регентом “десятки” в Покровском храме Академии — это было началом моей регентской деятельности. Впоследствии я уже самостоятельно работал с хоровыми коллективами. В процессе возникала необходимость в переложении нот для смешанного хора для мужского состава или приспособлении произведений написанных для большого хора для небольшого состава. Или же изложение текстов на малоизвестные напевы, распевы и подобны. Всё это делалось для украшения церковного богослужения. И, как показала практика, всё это было не зря.

Как то я решился принести свои работы отцу Матфею для оценки. Очень боялся, не знал, как он к этому отнесется. Но, к моему удивлению, он с неподдельным интересом и любопытством стал просматривать мои сочинения и переложения, указывая как на плюсы, так и на минусы. Для меня это было очень серьезной поддержкой и, можно сказать, благословением на дальнейшую работу.

Также мне посчастливилось общаться с Сергеем Зосимовичем Трубачëвым. Помню его напутствие: “Работай над обиходом, он очень богатый, но не раскрытый”. Я не сразу понял, что это значит, но, уже будучи регентом, я пришел к пониманию его напутствия и совета.

За годы регентства у меня собралась большая нотная библиотека. Многое еще не спето. Можно было бы всё это раздать, но, как показывает практика, эти ноты будут лежать у других на полках и пылиться. Поэтому было принято решение с неравнодушными и заинтересованными людьми о создании сайта, куда можно было бы выкладывать по возможности собранные мною редкие и малоизвестные ноты. Нашлись люди, которые их набирают, так как многие были в рукописном виде.

Сам сайт состоит из разделов, например, песнопения всенощного бдения выложены в одноименном разделе, и так далее. На сайте можно найти произведения для смешанного состава, для однородного мужского хора, для большого и малого хоров, а также для двухголосных составов.

Помимо своей регентской деятельности, я, как священник, выполнял свои непосредственные обязанности проповедника. На сайте есть раздел “Слово”, где выложены мои проповеди и статьи других авторов в назидание читающим. Очень надеюсь, что материал, который есть на сайте, принесет пользу тем, кто посчитает нужным им воспользоваться».


27 июня 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

5 декабря 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Указ о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
8 июля (21 июля н. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.