В день памяти святителя Серапиона, игумена Троице-Сергиева монастыря, в Лавре прошли воскресные богослужения

29 марта, которое совпало в текущем году с 4-й неделей Великого поста, святая Церковь воспоминает святителя Серапиона, архиепископа Новгородского и Псковского, бывшего игуменом Троице-Сергиева монастыря. В этот день Божественную литургию возглавил архиепископ Каширский Феогност, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, в сослужении епископа Сергиево-Посадского Парамона. 


Святитель Серапион путем своей жизни избрал белое священство, уступив желанию родителей. Рано овдовев, он принял монашество в Дубенском Успенском монастыре Владимирской губернии. Оттуда, после нескольких лет настоятельства, был переведен в Успенский Стромынский монастырь в сане игумена. С 1495 года – игумен Троице-Сергиева монастыря. С 15 января 1506 года (против своего желания) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа. После многих лет пастырских трудов последние годы своей жизни святитель провел в обители преподобного Сергия. Удостоился от Господа дара прозорливости, так что к нему притекало множество народа за советом и помощью.

Скончался 29 марта 1516 года, примирившись со всеми и приняв схиму. Его мощи были обретены 7 апреля 1517 года и почивают под спудом в так называемой Серапионовой палате Троицкого собора до настоящего времени. 


После заамвонной молитвы владыка Феогност произнес проповедь: 

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вера. Ее можно отнести к самому большому таинству в нашей жизни, ибо вера – это наше приобщение и сообщение с миром небесным. В сегодняшнем евангельском чтении (Мк. 9:17–31) она звучит в том крике, который вырвался у отца больного сына на вопрос Христа: «Веруешь ли ты?» – «Верую, Господи, помоги моему неверию».

Наверное, каждый человек, приходящий к вере, осознает и причастность и, одновременно, удаленность от этой веры. Для того, чтобы как-то глубже к этому подойти, наверное, не хватит целой жизни. Но задуматься об этом необходимо, ведь Адам, изгнанный из рая, был изгнан не за что другое, кроме как за одно – он усомнился в том, что Бог им не дал всего. Он решил, что есть еще что-то сверх того, что он может получить, и получил изгнание из рая. Каждый из нас по-своему ропщет на судьбу, на суды Божии. Каждому из нас чего-то не хватает. Начало веры есть ничто иное, как поверить в то, что самое необходимое уже дал тебе Господь. Проблески той веры, в которой пребывал Адам, воспоминания о ней, у каждого из нас бывают, иначе мы не были бы в этом храме. Каждый из нас испытал силу веры, но это бывает очень нечасто, но тем не менее Господь нам дает память о том, что вера, которая меняет природу вещей, материи, действительно существует.

Но есть еще одна мысль. Слава Богу, что Бог нам не дал такую веру, которая была у Адама в раю, потому что с нашим непониманием жизни, с нашим самолюбием, эгоизмом, если бы все совершалось по нашей вере, то была бы большая беда. Есть такая грубая, но очень точная русская пословица: "Если бы Бог послушал плохого пастуха, то стадо умерло, ибо пастух часто ругает свое стадо". Точно также и мы имеем в своем сердце очень много недобрых помыслов, очень много плохих пожеланий. Если бы они все сбывались, какая бы была беда, какое горе на земле! Как же мы должны благодарить Бога, что не все сбывается от того, что мы хотим, от того, что мы желаем. Здесь приходит на помощь именно доверие Богу. Мы предполагаем, Бог располагает. Сам Христос показал нам пример молитвы. Эта молитва была произнесена Им в Гефсиманском саду: "Если возможно, да минует Меня чаша сия, но да будет воля Твоя". Это образец веры для каждого из нас. Очень важно честно себе признаться: "Ты можешь довериться до конца Богу?"; "Ты можешь так сказать: Если возможно, да минует меня чаша сия, но да будет воля Твоя?". Именно в этих словах проявление нашей веры. Не в чудесах, не в каких-то необычайных явлениях, а в том, доверяем ли мы Богу? Идем ли мы по тому пути, по которому каждому из нас Господь дал возможность идти? Путь, по которому мы движемся, бывает тяжел тогда, когда мы не верим в Него. А тогда, когда мы с верой, упованием, надеждой идем по пути, который дал нам Господь, мы непобедимы, потому что с нами Бог. Аминь».

Справка.

На Божественной литургии пел знаменный хор под руководством иеромонаха Зиновия (Бубякина).

Накануне всенощное бдение в Успенском соборе Лавры возглавил архимандрит Макарий (Веретенников).

На службе пел хор братии Лавры, разделенный на два клироса, под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и игумена Силуана (Баранова).


29 марта 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

4 декабря 2021 г. (21 ноября ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

В 1750 года в Лавру привезли "Царя"
1 (12) февраля 1750 г. – на соборную площадь Троице-Сергиевой Лавры был доставлен огромный колокол весом 4.000 пудов, названный позднее «Царем». Колокол был отлит в 1748 г. на лаврском колоколенном дворе близ Уточьей башни.