«Души раб твоих, Спасе, упокой»: В Димитриевскую субботу в Лавре молились об упокоении усопших

В ближайшую ко дню памяти святого великомученика Димитрия Солу́нского (26 октября ст. ст.) субботу чада Русской Церкви совершают осеннее поминовение всех усопших православных христиан. В этот день в обители преподобного Сергия верующие возносили Богу молитвы о завершивших свой земной путь членах Церкви Христовой.

6-7 ноября 2020, Димитриевская родительская суббота / 6-7 November 2020, Demetrius Saturday

Согласно народному преданию, настоящее поминовение было установлено князем Димитрием Донским в память о воинах, положивших жизнь за независимость Отечества в Куликовской битве 8 сентября (ст. ст.) 1380 года. Первое поминовение мужественных ратоборцев правитель совершил в обители аввы Сергия. Возможно, что уже вскоре после этого начали творить память павших в сражении ратников ежегодно в субботу перед праздником в честь великомученика Димитрия Солу́нского – святого, которого славяне почитали как своего покровителя и защитника. Впоследствии в этот день стали поминать всех почивших православных.

За каждой Божественной литургией христиане пропевают слова «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» [1]. Этим они исповедуют веру в то, что жизнь продолжается после смерти, и что в день Страшного Суда каждому человеку предстоит дать ответ за прожитые на земле дни. Об этом же верующие слышали в этот день и во время евангельского чтения от Иоанна (Ин. 5:24–30). Господь говорит: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время… когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». И далее присовокупляет: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения».

Спаситель указывает на то, что выражением веры человека являются его благие дела и поступки. Однако нет людей, которые, прожив жизнь, не согрешили бы. Поэтому отшедшие в вечность чада Церкви нуждаются в молитве за них. Бог устами пророка говорит: «Не хочу смерти грешника, но, чтобы грешник обратился… и жив был» (Иез. 33:11). Близкие, желая проявить свою заботу об усопших, молятся о них в храме при совершении Бескровной Жертвы – Евхаристии. «Не напрасно установили апостолы, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – чтобы при совершении страшных Таин поминать усопших. Они знали, что от этого много им выгоды и много пользы, когда весь народ и священный лик стоят с воздеянием рук и когда предлежит страшная Жертва, то как не умолить Бога, прося о них?» [2].

6-7 ноября 2020, Димитриевская родительская суббота / 6-7 November 2020, Demetrius Saturday

Поминовение на Литургии завершается погружением в Святую Чашу частиц просфоры, изъятых в память о живых и усопших, со словами: «Отмы́й, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честно́ю, молитвами святых Твоих» [3]. Это слова твердой веры в то, что Господь, по силе великой Евхаристической Жертвы и по молитвам святых Своих, исполнит проникнутые чувством любви к усопшим прошения множества молящихся об омовении грехов поминаемых.

__________

[1] 12-й член Символа веры.

[2] Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Филиппийцам. Беседа 3-я.

[3] Чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста.

Справка.

Заупокойное вечернее богослужение в Успенском соборе монастыря возглавил архимандрит Таврион (Иванов).

На богослужении пели два мужских хора: левый – под управлением иеродиакона Михея (Соррэ), правый – под управлением чтеца Сергея Сухарева.

Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершили наместник обители епископ Фома и ректор Московской духовной академии епископ Феодорит.


7 ноября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

17 сентября 2021 г. (4 сентября ст. ст.)

Обре́тение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского (1911). Прор. Боговидца Моисея (XVI в. до Р. Х.). Второе обре́тение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофана, еп. Воронежского. Собор Воронежских святых. Прмч. Парфения, игумена Кизилташского (1866). Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии, и с ним трех отроков: Урвана, Прилидиана, Епполония и матери их Христодулы (251). Мц. Ермионии, дщери ап. Филиппа диакона (ок. 117). Мч. Вавилы Никомидийского и с ним 84-х отроков (IV). Мчч. Феодора, Миана, Иулиана и Киона (305–311). Сщмч. Петра, митр. Дабро-Боснийского (1941) (Серб.). Сщмчч. Григория, еп. Шлиссельбургского, Сергия, еп. Нарвского112, Павла Васильевского, Иоанна Василевского, Николая Лебедева, Николая Сретенского, Иоанна Ромашкина, Николая Хвощева, Петра Лебединского, Михаила Богородского, Илии Измайлова пресвитеров, прмч. Стефана Кускова, мчч. Василия Ежова, Петра Лонскова, Стефана Митюшкина и Александра Блохина (1937); мц. Елены Черновой (1943). Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина» (1680).
17:00  Параклисис Божией Матери

Троицкий собор

Частые вопросы

Интересные факты

В 1750 года в Лавру привезли "Царя"
1 (12) февраля 1750 г. – на соборную площадь Троице-Сергиевой Лавры был доставлен огромный колокол весом 4.000 пудов, названный позднее «Царем». Колокол был отлит в 1748 г. на лаврском колоколенном дворе близ Уточьей башни...