«Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села́, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем» (великая вечерня, 4-я стихира на «Господи, воззвах»).
Первый человек Адам согрешил и был изгнан из рая вместе со своей женой Евой. Священное Предание повествует нам о том, что после грехопадения Адам сидел близ райских обителей и горько плакал. Спустя тысячелетия на реках Вавилонских, в плену, плакал уже весь иудейский народ. Несмотря на то, что эти события далеко отстоят друг от друга, люди плачут об одном и том же. Это плач детей, лишенных общения с Богом.
Не о райских благах рыдал Адам, но о том, что больше не сможет увидеть Господа, Бога Своего и Создателя, а израильский народ плакал не о плене, но о том, что лишен своей главной святыни – храма Господня и богообщения.
Современные христиане часто так же, как древний Адам или израильский народ, преступают Христовы заповеди и отдаляют себя от Любящего и Всеблагого Бога. Чтобы вновь обрести в своем сердце утраченного Христа и сподобиться радости богообщения, Церковь предлагает своим чадам пройти путем Адамова плача и покаяния – путем Великого поста.
1 марта, в день воспоминания Адамова изгнания из рая и прощеное воскресенье, епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, совершили совместную Литургию в Троицком соборе Лавры. Накануне в Сергиевском Трапезном храме епископ Парамон совершил всенощное бдение.
Во время причащения духовенства с проповедью к присутствующим в храме обратился архимандрит Алипий (Кастальский-Бороздин). Он напомнил верующим о библейской истории изгнания Адама из рая и заметил:
«Цель поста – не воздержание от какого-либо рода пищи. Пост состоит именно в борьбе с нашими страстями, которые нас одолевают и не дают нам соединиться с Богом».
После причащения прихожан со словом проповеди обратился архиепископ Каширский Феогност:
У разных народов в разное время были разные точки отсчета нового года. У кого-то весной, у кого-то – осенью, у кого-то – зимой. В разные времена люди считали, что это начало нового года. Но для православного человека год, наверное, начинается с Прощеного воскресения.
За год все накапливают много зла, обид, раздражения, неудовольствия, и Святая Православная Церковь подготавливает нас к Святой Великой Четыредесятнице, а затем к Пасхе. Именно Прощеное воскресение – это преддверие нового года, это начало, необходимое условие того, что ты будешь жить в Боге и жить благословенно. Трудно человеку очистить свое сердце до конца, но только тогда, когда человек отпускает и очищает свое сердце, только тогда начинается новая жизнь, и начинается новый год. Простить – что это значит? Что стоить за этим словом?
Прежде всего, прощает только Бог, мы можем лишь отпустить, но не простить. Прощение от Бога. Что стоит за прощением? Корень его – это любовь. Только тот, кто любит по-настоящему, может простить. Но вместе с тем, прощение не имеет ничего общего с безнаказанностью. Если человек любит, то он требует. И наказание – это вразумление. Когда человек отпускает, он вместе с тем требует, чтобы больше этого не повторилось.
Что стоит за непрощением? За неумением простить стоит гордыня, эгоизм и эгоцентризм. Когда весь мир человека замыкается в нем самом, когда он вольно или невольно, сознательно или бессознательно считает именно себя центром мира. И конечно, из этого центра ему трудно простить других, которые не видят его «величие», его «мессианские» качества. Такой человек впадает в обиду. Именно обида на других и жалость к себе являются признаками болезни, которая называется гордыня.
У каждой болезни есть признаки: у одной – температура, у другой – кашель, у третьей – другие симптомы. Признаки гордыни – это обида на других и жалость к самому себе, одиночество и отчуждение. Это свидетельство того, что человек находится в глубокой гордости, и он при всем своем желании не может простить. Он может сказать: прости, а сердце его останется холодным как лед. Но по-настоящему простит только тогда, когда поймет, что он не в центре мира, что он такой же, как и все, и у него нет никакой сверхзадачи, он просто человек, который ходит под Богом, как и все остальные.
Когда мы пытаемся понять, почему мы не можем простить ближнего, то ответ очень прост – по своей гордыне, по своему эгоизму, по эгоцентризму. И наоборот, тогда, когда мы с любовью и радостью видим в ближнем нашего брата, и если он и болен этой гордынею, то это не повод, чтобы осуждать его. Если мы придем в онкологическую клинику, мы же не будем осуждать больных, которые лежат при смерти. Точно также, когда мы видим человека, который одержим гордыней – это такой же рак, только рак души, мы не будем его осуждать, кроме скорби, кроме сочувствия, у нас не будет других чувств.
Простить можно только тогда, когда ты поймешь, что гордыня – это болезнь, самая тяжелая из всех болезней, которые есть на свете. Ни рак, ни коронавирус, ни какая другая болезнь не страшнее гордыни. Самая страшная – гордыня, потому что она убивает не только душу, но и тело. Потому в день Прощеного воскресения еще и еще раз заглянув внутрь себя, даже когда мы обнаружим гордыню, – а она, к сожалению, живет в той или иной мере – следует осознать, что наши ближние также больны этой тяжелой болезнью. Тогда в сердце будет сострадание и любовь к ближним. Но вместе с этим следует всегда помнить, что доброта не имеет ничего общего с безнаказанностью, а любовь ничего не имеет общего со вседозволенностью.
Только любовь, которая сопряжена с состраданием и с требовательностью способна донести эти простые и добрые истины. Да поможет нам Господь каждому в свою меру осознать это, а если мы и не можем не то, что избавиться, а даже осознать, на это есть Покаяние. Это великое, спасительное таинство.
Мы каемся во всех грехах, но самые страшные грехи – это эгоизм и эгоцентризм, они есть производные гордыни. Благословение Господне на нас. С нами Бог. Он, как мы читаем в благодарственных молитвах, Врач душ и телес, потому не будем пугаться и ужасаться тех мерзостей, которые у каждого в какой-то мере присутствуют в душе. Мы под Богом ходим, и покаяние не имеет ничего общего с самопоеданием и самобичеванием. Покаяние всегда есть радость, а в любви всегда есть место прощению».
Справка.
Всенощное бдение в Сергиевском Трапезном храме Лавры совершил епископ Сергиево-Посадский Парамон в сослужении братии обители в священном сане.
На богослужении пели братский хор Лавры под управлением архимандрита Глеба (Кожевникова) и 1-й академический хор под управлением иеромонаха Нестора (Волкова).
Божественную литургию в Троицком соборе Лавры совершили епископ Сергиево-Посадский Парамон, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, и архиепископ Каширский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.
На Литургии пел знаменный хор Лавры под управлением иеромонаха Зиновия (Бубякина).
8 июня 2023 г. (26 мая ст. ст.)
Ответьте нам, пожалуйста, можно ли в Лавре повенчаться?
Мой друг хочет принять крещение. Можно ли сделать это в вашем монастыре?
Слышала, что есть вечное поминовение и Неусыпаемая Псалтырь, можно ли заказать такое у вас в Лавре?
Возможно ли заказать в Лавре сорокоуст? Как это сделать, если человек не может приехать?
Стекло, несмотря на свою хрупкость, один из наиболее долговечных материалов. Археологи знают об этом как никто другой — ведь в процессе полевых работ им доводится доставать из земли немало стеклянных находок, которые, невзирая на свой почтенный возраст, полностью сохранили функциональность.
Разработка сайта - компания Омнивеб
© 2000-2023 Свято-Троицкая Сергиева Лавра