Проповедь архимандрита Захарии в Седмицу 15-ю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Захарии

Во имя отца и Сына и Святаго Духа!

Еще раз в этом древнем святом храме Господь сподобил нас вознести хвалебное, благодарственное пение Матери Божией. Мы взывали к ней: «Страстей меня смущают прилози, многого уныния исполнити мою душу. Умири Отроковица тишиною Сына и Бога твоего Всенепорочная». Перевод этого славянского текста достаточно прост и понятен. Мою душу смущают прилоги страстей, приводя ее в уныние. Матерь Божия, тишиною Сына и Бога твоего, умири эту брань. 

Владимирская икона Божией Матери.jpg

Что такое прилоги? Прилогами в православной аскетике называется самое первое воспоминания каких-то грехов, страстей. Откуда они берутся? Человек подобно Адаму и Еве, всегда привыкший искать причину своих страстей и грехов в ком-то, скажет, что конечно, бесы искушают нас этими прилогами. Они главные виновники. Да это действительно так, но не всегда. Причиной появления прилогов бывают, прежде всего, наши грехи. То, что когда-то мы с вами видели, слышали, говорили, кого-то осуждали - все это огромный греховный багаж. При посредстве законов мышления он может всплывать в нашей памяти в виде ассоциаций, смежностей, последовательностей, противопоставлений - главных законов мышления. Могут всплывать и наши с вами грехи, которые мы когда-то с вами сами совершали. Наше невнимание к себе, к своему телу, неумеренность в пище и питии, нега, роскошь, долгоспание, лакомство - все это через уже само тело возбуждает какие-то низменные инстинкты и желания. Они тоже уже являются прилогами страстей. 

Подвижников действительно искушает сам бес, специально наводя какую-то тонкую брань помыслов, для того чтобы всеять прилог в сердце подвижника. Преподобный Исаак Сирин так описывает одно из коварств бесовских. Когда он видит, что человек очень блюдет чистоту ума, тогда он начинает воздвигать на него брань тщеславных и гордостных помыслов. Причем очень долго он испытывает его терпение, пока не дождется, что этот труженик Христов, наконец-то, примет какой-то тонкий помысел тщеславия. Тогда он приносит ему уже другой помысел, напоминающий нечто о блуде, и вдруг со всей силой наводит брань этих помыслов. И ум, прибывающий в чистоте, приходит в смущение, откуда вдруг при такой тишине появилась сильная брань. 

Причиной этой брани было не ни хранение себя в целомудрии, а принятие гордостных, тщеславных помыслов. У людей подвизающихся в молитве за неправильное направление внимания при Иисусовой молитве, как учат Святые Отцы, если внимание направлено в нижнюю часть сердца, то в это время могут появляться помыслы ощущения сильной брани. Что же делать? Как бороться против этого корня зла в сердце человека, против прилогов? Святые Отцы самым действенным средством борьбы против прилогов признают духовное трезвение, то есть такое состояние, когда человек постоянно находится в некотором духовном напряжении, внимании к своему сердцу. Что же там происходит, какие мысли, желания возникают в нем. Помогает в духовном трезвении непрестанная молитва. Чаще всего святые Отцы совершали Иисусову молитву в краткости и покаянной такой духовной настроенности. 

Что делать нам людям в мире живущем, плоть носящим? Действительно очень трудно при нашем времени, такой суетности, информативности и большой занятости. Как сохранить духовное трезвение? Действительно современному человеку практически невозможно прийти в это состояние. Но, тем не менее, нужно к нему стремиться. Чаще смотреть в свое сердце, что там делается, не вступать в беседу с греховными и пустыми помыслами. Преподобный Силуан Афонский говорит, что ум, вступивший в беседу с помыслом, стремится к своему непрестанному развитию. И уже из беседы с помыслом он никогда не выйдет чистым. Что дьявол очень хитрый и коварный, и через кажущиеся какие-то нейтральные мысли, он приведет уже к греховным каким-то помыслам, воспоминаниям. 

Нужно быть внимательным к себе и стараться, во чтобы это не стало, не добавлять себе греховных помыслов, впечатлений, которые мы уже имеем. И стараться молить Господа, чтобы он помог нам избавиться, забыть и стереть из памяти все то, что было когда-то получено по невниманию, нерадению, страстности. На исповеди не забывать об этом, каяться искренне, глубоко. Чтобы Господь простил наше невнимание к себе, принятие этих прилогов, не обращение внимание на них, когда они появляются. Причем здесь нужно быть очень искренним и не валить вину на врага или на кого-то. 

Некоторые часто говорят, что я не хочу, а приходит на ум. Бес попутал меня. Не надо так говорить. Надо искренне сознавать, что виноват ты. Марк подвижник так явно обличает: «Не говори, я не хочу, а приходит на ум. Потому что это конечно не самое сие, но причина этому - ты любишь». Поэтому, рассуждая так, подумайте, какие же причины во мне есть, чего я так люблю, что ко мне приходят эти греховные страстные помыслы. Поэтому людям, желающим достичь чистоты и подвизаться, нужно быть внимательными, чтобы не впускать никаких греховных впечатлений, не смотреть страстных фильмов, не вести страстных разговоров. Все это пресекать, чтобы потом не страдать. 

Бывает, приходит человек на исповедь и говорит, что видел видеоролик, и что это такая грязь. Он даже не мог себе представить, что такое может быть, а вот теперь все это видел своими глазами. И спрашивает, что ему теперь делать и как это забыть. Хочется спросить у этого человека, когда он начинал смотреть само название или еще что-то, разве он не думал, не понимал, что там будет идти дальше. Поэтому нужно быть буквально безжалостным к себе в этой борьбе за чистоту своей души и сердца. Вовремя пресекать молитвой греховную волю, молитвой Божией Матери, чтобы не смотреть, не видеть, не слушать, не принимать. 

В утренних молитвах, которые мы с вами читаем каждый день, в последней молитве к Пресвятой Богородице есть такие слова: И избави мя от многих и лютых воспоминаний и предприятий, и от всех действ злых свободи мя. От предприятий - это то, что мы когда-то приняли в сердце. Мы просим Матерь Божию, чтобы она нас избавила от этого. Чтобы наша молитва не была тщетной, нужно трудиться, прилагать свой труд к тому, чтобы не принимать ничего греховного. Тогда Матерь Божия видя, что мы трудимся над собой, не ленимся, поможет нам, и страстей прилози не будут смущать нашу душу и ныне.

Аминь. 

4 Октября 2013

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Богослужения

1 октября 2022 г. ( ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

Принесение иконы А. Рублёва в Троице-Сергиеву Лавру
В рамках празднования 600-летия обретения мощей преподобного Сергия Радонежского в ночь с 16 на 17 июля 2022 года в стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры принесли икону Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублёва. Святыню доставили из Третьяковской галереи.