Проповедь архимандрита Александра (Богдана). «О спасении»

Большая часть жизни отца Александра (Богдана; 1937–2021) прошла в стенах Троицкой обители под покровом преподобного Сергия. Для братии монастыря архимандрит Александр всегда являл собой пример истинного монаха.

«О спасении». Проповедь архимандрита Александра (Богдана)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Прииде бо Сын Человеческий взыскати и спасти погибшаго
(Мф. 18:11)

Эти столь утешительные для христианина слова Господа, сказанные Им во дни Его земного служения роду человеческому, мы уже не один раз слышали и читали.

Ныне, братия и сестры, Тот же Господь хочет всем грешникам спастися и подает благодатные средства ко спасению, ибо для достижения спасения прежде и более всего необходима нам благодать Триипостасного Бога.

Но если, с одной стороны, в деле нашего спасения необходимо нам содействие Божие, то с другой — столько же необходимо и наше собственное участие. «Никтоже может приити ко Мне, аще не Отец пославый Мя привлечет его» (Ин. 6:44), — сказал Спаситель и тем выразил, что без помощи мы не в состоянии даже обратиться к Нему — уверовать в Него.

Но благодать Божия не подавляет свободной воли человека. От человека зависит: внимать голосу Евангелия и благодати или противиться святому призыву. Подтверждение этому находим в истории жизни человечества. Всем народам проповедано было Евангелие, а все ли уверовали во Христа? На всех людей простирается благодать Божия, призывающая к вере и спасению, а как мало таких, которые действительно отвечают на это благодатное призвание и к которым не относились бы слова Господа, сказанные через пророка Исаию: «Я звал, и не было отвечающего, говорил, и они не слушали, а делали злое в очах Моих и избирали то, что не угодно Мне» (Ис. 66:4).

Поэтому-то, хотя вера называется в Писании даром Божиим (Еф. 2:8), но она вменяется людям и как их заслуга, и Спаситель, посылая апостолов на всемирную проповедь Евангелия, сказал: «Кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

В другом месте Спаситель говорит: «Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5); «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Из этих слов Спасителя видно, что для нашего спасения нам необходимо пользоваться Святыми Таинствами Церкви, сообщающими нам разнообразные дары Святого Духа.

Кроме того, чтобы пользоваться Святыми Таинствами, от нас требуются некоторые условия: например, от приступающего к Таинству Евхаристии требуется предварительное очищение совести чрез искреннее покаяние во грехах, живая вера в Бога и величайшее благоговение к Таинству.

Если же этого не будет, то можно формально находиться внешне в ограде церковной и пользоваться ее благами, но быть далекими от Бога, от Царства Небесного. Если не будем исполнять воли Божией или исполнять только отчасти, то недостойное приобщение к святыне может послужить нам не в оправдание, а в осуждение. Почему и заповедал святой апостол: «Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о теле Господнем» (1 Кор. 11:28–29).

Вообще, братья и сестры, дело нашего нравственного исправления и освящения, без которого нам невозможно спастися, есть дело благодатное и таинственное. В нем участвуют две силы: сила Божественная — благодать и сила человеческая — наша свободная воля. Определить меру участия каждой из них, обозначить черту, где они соприкасаются между собою, по человеческому рассуждению не всегда возможно. Но то не подлежит сомнению, что обе они равно необходимы в этом важнейшем для нас деле.

Отцы, братия и сестры, будем же молить Триипостасного Бога всегда, да ниспослет Он нам Божественные силы для жизни и благочестия (2 Петр. 1:3), а вместе не престанем и сами побуждать себя ко благочестию (1 Тим. 4:7), и употреблять все усилия к исполнению заповедей Божиих, памятуя твердо, что если мы не можем спасти себя без Бога, то и Бог не пожелает спасти нас. Аминь.

Проповедь произнесена в Покровском храме Московской духовной академии


< Назад | Возврат к списку

Богослужения

4 декабря 2021 г. (21 ноября ст. ст.)

Частые вопросы

Интересные факты

В 1750 года в Лавру привезли "Царя"
1 (12) февраля 1750 г. – на соборную площадь Троице-Сергиевой Лавры был доставлен огромный колокол весом 4.000 пудов, названный позднее «Царем». Колокол был отлит в 1748 г. на лаврском колоколенном дворе близ Уточьей башни.