Проповедь о значении богопознания для человека. Архим. Георгий (Тертышников)

Проповедь о значении богопознания для человека. Архим. Георгий (Тертышников)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого истинного Бога» (Ин. 17, 3).

Братия и сестры! Все люди стремятся к разного рода знаниям. Однако величайшим благом и неоценимым приобретением для христианина является познание Бога и живое общение с Ним.

Стремление к богопознанию должно составлять цель и смысл жизни человека на земле. «Для чего создан человек?» – вопрошает прп. Антоний Великий и отвечает: «Для того, чтобы, познавая творения Божии, он зрел Самого Бога и прославлял своего Создателя».

Последователь Христа, стремящийся к спасению, должен познавать Бога по мере своих сил и способностей. Это – его первый и священный долг.

Но человек должен всегда помнить, что существо Божие всесовершенно, неисчерпаемо, что оно для нас – неисследимая глубина и неведомая тайна.

«Что есть Бог в существе Своем, – говорится в ʺПравославном исповеданииʺ, – того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т. е. ни самые ангелы: поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью».

Полнота истины находится в Боге, Который является источником всякого ведения и мудрости. Все, что полезно и необходимо нам знать о Боге и что мы можем вместить, Он открыл нам в делах Своего творения и Промышления, через пророков и Единородного Своего Сына.

Дух Божий вводил умы апостолов и пророков в сокровищницу Премудрости Божией. Они черпали оттуда богооткровенную истину и возвещали эту истину для своих современников и грядущих поколений. Таким источником истины для нас является Священное Писание.

Бог создал разум человека способным познавать истину и созерцать тайны Божества и мира вещественного. Но разум наш является только зрительной силой нашего духовного существа, которую необходимо совершенствовать, «управлять действительным зрением», вступая в общение с Богом и миром духовным. По мере преуспеяния христианина в духовной жизни знания, приобретенные умом, начинают переходить в живые убеждения. Но в богопознании участвует не только разум человека. Наиболее активной силой у него в деле усвоения христианского ведения является сердце как центр духовной природы человека.

Жизнь и труды подвижников благочестия свидетельствуют: сердце в познании Бога то же, что глаз в деле познания предметов видимых. Глаз, поврежденный и засоренный, неспособен видеть предметы в самом лучшем их освещении. Неспособно к познанию Бога и сердце, омраченное грехом и порочными страстями. Что яд для телесного организма человека, то грех и страсти для духовной природы его. «Истина Божия чиста, – учат святые отцы. – Она не войдет в злохудожную душу; и когда входит, требует извержения всякой греховной нечистоты». Для истинного богопознания требуется очищение, искоренение из сердца страстей и привычек греховных и преуспеяние в добродетели. А для достижения этой цели необходима борьба и подвиг духовный, которые составляют внутренний крест человека, стремящегося ко спасению.

Познание воли Божией первоначально усваивается как теория, Бог в то время держится в уме как идея. В настоящее же боговедение вводит только опыт духовной жизни.

Как обычный человек не может сомневаться в бытии воздуха, так духовный человек не может усомниться в бытии Бога. «Наилучший путь уверенности в бытии Божием, – говорит профессор Московской духовной академии прот. Феодор Голубинский, – можно выразить в следующих немногих словах: живи так, как бы ты жил пред очами Божиими, и ты не усомнишься, что есть Бог; сделай себя образом Божества, и ты будешь видеть в образе Первообраз».

Для усвоения богооткровенной истины недостаточно одних естественных способностей человека, а необходима Божественная помощь. Господь является источником духовной мудрости, которая сообщается людям Духом Святым, а богооткровенные истины перстом Божиим пишутся в сердце человека. Сердце, преданное Господу и очищенное для Духа Божия, становится хартией, на которой Он пишет тайны боговедения.

Просвещенные Божественным учением последователи Христа призваны и сами быть «светом мира» (Мф. 5, 14). Как взошедшее солнце освещает все на земле и всю атмосферу делает светлою, так и ведение Божественного Откровения освещает всю область ума человека и все сущее делает ясным. Такой человек приобретает «ум Христов» (2 Кор. 2, 16). Облекаясь в Божественный свет, он и в себе светит, и всех вокруг просвещает.

Братия и сестры! В ненасытимом созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и самое существенное благо и наслаждение небожителей. Постараемся же и мы во время земной жизни приобрести бесценное духовное сокровище – богопознание, которое в отношении к жизни вечной есть корень бессмертия души и основание его бесконечного блаженства. Аминь.

Архим. Георгий (Тертышников)


23 марта 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».