Жертва вечерняя

Жертва вечерняя

День церковный, по древнему обычаю, начинается с захода солнца, и поэтому вечернее богослужение, вечерня, – первая служба наступающего дня. В ней есть свои особо важные части. Одно из центральных мест в богослужении вечерни занимают стихиры на «Господи, воззвах», посвященные наступающему празднику. В этих стихирах, составленных греческими, египетскими, сирийскими, арабскими и русскими церковными святыми песнописцами древнего и нового времени, в поэтической форме изложено содержание праздника.

Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к словам псалма, которые мы слышим перед стихирами: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе; услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою; воздеяние руку моею, жертва вечерняя» (см.: Пс. 140, 1-2). Такими поэтическими образами святой пророк и псалмопевец Давид выразил свое душевное состояние, свою молитву в вечерний час. Действительно, когда заходит солнце, спадает дневной зной, в природе все затихает, и человек может сказать: закончился еще один день моей жизни. И он обращается к Богу, чтобы принести Ему последнюю молитву в этот день. И пусть она будет тихой, сосредоточенной, не возмущаемой страстными движениями души: ни раздражением, ни огорчением. Пусть возносится молитва, пусть устремляется она к небу, как кадильный дым в безветренный и тихий час, – и да будет она угодна Богу. Пусть вечерняя песнь будет совершенной и чистой, как душа человека, воздевающего к Богу руки с молитвой о принятии жертвы.

Эти образы навеяны не только состоянием духа святого пророка Давида. Обычай приносить каждый день жертву Богу заповедал Моисею Господь (см.: Лев. 6, 9). Чтобы Бог принял жертву, она должна исходить от чистого сердца; такую жертву принес Авель, и дым от сожжения вознесся к небу. Каин же, мучимый завистью, приносил свои жертвы в состоянии душевной темноты, и дым от них стелился по земле (см.: Быт. 4, 3-8).

Праведный Иов был человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (см.: Иов 1, 8). Принося жертву Богу, он мог сказать: Вот, я ничем не согрешил пред Тобою, ни в поступках, ни в мыслях своих, но, может быть, я сделал то, чего еще сам не знаю, может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем (Иов. 1, 5). Так и мы молимся: согрешили, Господи, ведением и неведением.

Наше богослужение – это не просто исполнение божественных песнопений, гимнов, молитв, совершение священнодействий и благочестивых обрядов. Это также возможность отрешиться от постоянной сутолоки мыслей, высвободить среди жизненной суеты время, чтобы пожертвовать его Богу. Мы приходим в храм, который весь насыщен молитвой. Перед глазами – множество икон святых угодников Божиих, рядом стоят наши сестры и братья одной с нами православной веры. И здесь больше, чем где-либо, проявляется единство наших душевных устремлений. Мы уходим из храма, может быть, никому не сказав ни слова, но обогащенные тем, что рядом с нами стоял некто и в созвучии душ нес молитву не только о себе, но и о всех. И каждый из нас обогатился общей молитвой.

Но если день кончается и мы не были в храме, то, отходя к ночному сну, мы молимся Богу, чтобы Он дал нам «сон во упокоение немощи нашей», как сказано в одной из молитв, и благословил начать новый день. О чем бы мы ни просили Бога в последних молитвах перед сном, главной темой вечерней молитвы должна стать просьба о прощении всех проступков минувшего дня.

Иногда нас, православных, упрекают в том, что мы расслабляем свой дух постоянным покаянием, что нет в нас некоей как бы законной гордости оттого, что мы – дети Божии. Нет, не так. Православные верующие люди прежде всего заботятся о чистоте души. Трудно пройти день, не нарушив заповеди Божией, не обременив совесть, не испытав ее угрызений, иногда мы оставляем без внимания то, что совершили в течение дня противного воле Божией. Вот потому, когда завершается день, первой мыслью, первым нашим обращением к Богу должна быть молитва праведного Иова. Нам кажется, что, желая провести день свято, мы и в самом деле не совершаем ничего дурного. Но Бог судит человека не по одним внешним действиям, а по намерениям сердечным и расположениям (см.: Евр. 4, 12). Быть может, сами того не сознавая, нарушили мы заповедь Божию, поступили или подумали против совести и тем нанесли вещественный или нравственный ущерб ближним и себе.

Мы не одни живем на земле. Весь мир нуждается в молитве. Наше богослужение все проникнуто мыслью и молитвой о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных и о спасении их... Если весь день мы просили Бога дать здоровье больным, хлеб неимущим, радость печальным, то вечером мы должны вспомнить и тех, кто провел свой день небрежно; просить милости и тем, кто ожидает прощения грехов, и тем, чья совесть напоминает о содеянных прегрешениях.

Трудно прожить день, не испытав ни гнева, ни просто раздражения. Но с наступлением вечера, когда все стихает вокруг и солнце опускается за горизонт, должны утихнуть и наше раздражение, и бушевавшие в нас чувства (см.: Еф 4, 26). Мы должны научиться тому, чтобы вечер был «тих, бессоблазнен, безмечтанен», как мы читаем в молитве в день Пятидесятницы. Только в состоянии умиренного, мирного духа можно приносить покаянную молитву. Поэтому, если кто-то обидел нас в этот день, надо простить и забыть. Если кого-то мы обидели, надо мысленно – если еще не успели на деле – просить прощения у Бога и запомнить свой проступок, чтобы больше не повторить его. Если еще кипит в душе раздражение дня, если не могут успокоиться помыслы, надо стать пред иконой, помолчать, послушать себя, успокоилось ли сердце, не бьется ли оно в гневном возбуждении. И после этого, как сказано в молитвослове, без поспешности, со вниманием сердечным начать: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе! Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Первое попечение Церкви в этот вечерний молитвенный час – о том, чтобы привести душу в состояние покоя, мира, тишины, нераздражительности, духовной собранности и цельности, помочь принести из глубины верующего сердца молитвы, которые, подобно тихо возносящемуся кадильному дыму, поднимутся к небесам, подобно чистым простертым к святыне, рукам. Они будут обращены к Богу за новыми милостынями Божиими, будут исправны – «да исправится молитва моя» – пред Богом. Неслучайно мы с особым вниманием исполняем это песнопение в дни святого Великого поста, когда требуются глубокое покаяние и умиротворение души.

Когда мы не бываем в церкви, вспомним в этот вечерний час, что в храме сегодня пелись эти стихи. И если мы не слышали их телесным слухом, то вспомним и, как бы услышав звучащими в сердце, завершим день молитвой, которая будет угодна Богу как совершенная чистая жертва умиротворенной души. Запомним этот образ, чтобы каждый вечер приносить Богу чистую святую молитву. Да поможет нам в этом Бог. Аминь.

29 июля 1984 года

Источник: Питирим, митр. Волоколамский и Юрьевский. Свет памяти: Слова, беседы и статьи / Ред.-сост. В. А. Никитин; предисл. Е. М. Яковлевой. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - С. 264-267.




23 марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.