Взгляд в прошлое: прикосновение к тайне

Взгляд в прошлое: прикосновение к тайне
18 февраля 2016 года в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике открылась обновлённая экспозиция «Троице-Сергиева Лавра: архитектурный ансамбль, страницы истории (XIV-XVIII вв.)» Экспозиция разместилась в трех залах музея «Конный двор» на 1-м этаже южного корпуса по адресу: Сергиев Посад, ул.1-ой Ударной Армии, д.2. 

Эта единственная в России музейная экспозиция, рассказывающая об истории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В экспозиции представлено 500 предметов: произведения искусства и предметы быта, а также изделия ремесленников из основного собрания музея Троице-Сергиевой Лавры, которые были переданы в 1920 году. Выставлены также последние поступления вплоть до 2015 года. Все экспонаты разделены по тематике и выставлены в трех залах. 

Первый зал - легкий, акварельный, в нем представлены этапы формирования архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой Лавры. Все произведения - подлинные, в том числе серия объемных и графических реконструкций памятников зодчества, эффектно представляющих подлинную жемчужину России – Сергиеву обитель. 

Второй, «оружейный» зал, предметно рассказывает об истории шестнадцатимесячной Осады Троицкой крепости 1608-1610 гг. и знакомит с легендарными раритетами, связанными с именами правителей, церковных деятелей и национальных героев. В этом зале выставлена уникальная коллекция Троицкого арсенала.

В третьем зале собраны экспонаты, характеризующие Лавру и Сергиевский Посад сквозь призму истории повседневности XVIII-XIX столетий. Здесь много «новомодных» редкостей эпохи Просвещения, бытовавших в монастыре, городе и его окрестностях. 

   

Выставку открыла заместитель генерального директора Сергиево-Посадского музея-заповедника по научной работе, кандидат исторических наук Светлана Викторовна Николаева. Она рассказала о подготовке сегодняшнего праздничного вечера на Конном дворе:

-  Все вы знаете, что к юбилею преподобного Сергия Радонежского мы получили значительные средства на реставрацию Конного двора, включая южный корпус. Кроме новых стен мы приобрели новое оборудование. Поэтому мы просто не могли не обновить экспозицию, созданную еще в 1991 году. За 25 лет существования постоянной выставки сотрудники музея и наши коллеги - историки накопили немало интересных фактов из истории нашей страны. Их просто необходимо было отразить в экспозиции. К тому же мы захотели создать особое эмоциональное восприятие нашей новой экспозиции у посетителей, вызвать те чувства, которые мы сами испытываем, соприкасаясь с предметами старины. И придумали новую подачу музейных экспонатов - театрализованную. Участвовали в подготовке все: и хозотделы, и строительная часть под руководством Ларисы Александровны Мичуриной. В первую очередь хочется поблагодарить экспозиционеров исторического отдела Татьяну Юрьевну Токареву и Нину Федоровну Холодкову, а также главного хранителя Галину Константиновну Баранову, которые с большим пониманием отнеслись к воплощению нашей творческой идеи. Создателям этой экспозиции, старшему научному сотруднику и руководителю рабочей группы Татьяне Юрьевне Токаревой, старшему научному сотруднику Ирине Викторовне Холодковой и главному архитектору проекта Андрею Викторовичу Бударину - особая благодарность. Мы надеемся на продолжение сотрудничества с нашими специалистами, - сказала в заключение С.В. Николаева. 

Андрей Викторович Бударин живет и работает в г. Санкт-Петербург. В течение трех лет он участвовал в научной реконструкции Свято-Троицкой Лавры в составе ООО «Балтстрой» и сотрудничество с Сергиево-Посадским музеем-заповедником - это продолжение его восстановительной работы монастыря Святой Троицы. Андрей Викторович все три года занимался золочением деревянных поверхностей иконостаса и утверждает, что в такие короткие сроки на его памяти не сдавался еще ни один объект. Мы попросили его рассказать о своем сотрудничестве с музеем-заповедником.

- Андрей Викторович, какая перед вами стояла задача при подготовке экспозиции?

- Задача стояла простая – сделать, как можно лучше. В музее коллектив особенный. У нас образовалась команда, которая смогла это сделать. Работать было интересно и легко. За последние два-три десятка лет изменилось отношение к истории и к исторической экспозиции. Многие сейчас владеют какими-то историческими ценностями. Свято-Троицкая Сергиева Лавра обладала большими историческими ценностями испокон веков. Перед нами стояла задача показать оригинальность собрания и всю ценность и красоту предметов, которые находятся на хранении в фондах музея. Показать их наиболее полно, в том понимании, которое сейчас принято исторической наукой. Старались привлечь внимание к предмету, показать его предназначение, подлинность.

- Значит красный цвет этого зала что-то означает… Что он должен подчеркнуть? Почему вы выбрали этот цвет для экспозиции?

- Нет, цвет особой роли не играет. Мы относимся к зрителю уважительно и не хотим его заставлять принять какие-то наши идеи. Наоборот. Зритель сам должен сделать свои выводы. Этим цветом мы старались передать свои эмоции, связанные с защитой Лавры. В наш компьютерный век музей с его тихим экспонатом не может расшевелить зрителя. Нужно что-то деликатно вводить в экспозицию, чтобы «пробудить» человека. 

- Собираетесь ли Вы и в дальнейшем сотрудничать с музеем?

- Наше сотрудничество с музеем только началось. У нас есть и другие не менее замечательные идеи, которые мы планируем осуществить в ближайшем будущем. Реконструкция Лавры не может быть завершенной, она продолжается, в том числе и в Конном дворе. Лавра, как и любой другой памятник древнего искусства, требует постоянного бережного ухода и наблюдения и эта работа не должна останавливаться, если мы хотим, чтобы этот памятник продолжал жить… 

Выставка в Конном дворе впервые дает возможность не только увидеть предметы старины, но и стать свидетелем давних событий благодаря театрализованному представлению, подготовленному сотрудниками музея. Идея сопроводить показ экспозиции театрализованным представлением принадлежит сотрудникам исторического отдела. Сценарий они писали вместе с сотрудниками отдела гуманитарных программ. Благодаря хорошему документальному сценарию, который сделан был на подлинных документах, в частности использовали факты из Сказания об осаде Авраамия Палицына, очень точно переданы все исторические моменты осады Лавры. Пришедшие на презентацию стали очевидцами противостояния защитников монастыря с польско-литовскими интервентами, а желающие даже смогли пожать руку царя-реформатора, своей жизнью обязанного Сергиевой обители.

Старший научный сотрудник отдела гуманитарных программ музея-заповедника Галина Михайловна Коновалова подтвердила, что все актеры, задействованные в постановке – сотрудники музея. «Мы вспомнили хорошо забытое старое, - поделилась зам. генерального директора по науке С.В. Николаева. - В середине прошлого века в музеях своими силами ставили спектакли в честь праздников. Особенно были любимы пьесы Островского – «Женитьба Бальзаминова», «Счастливый сон до обеда», «Беда от нежного сердца». Мы решили тоже попробовать себя в новом качестве».

И задуманное им удалось. Первыми зрителями на этой театрализованной экскурсии были друзья музея, коллеги, представители СМИ. И, судя по отзывам, все остались довольны. Так что этой программе жить. И я надеюсь, что найдутся группы людей, которые тоже захотят в такой интерпретации услышать историю Троице-Сергиевой Лавры. Возможно, в будущем работники музея смогут открыть полномасштабную экспозицию, которая рассказала бы нам историю Сергиево-Посадского края с момента первых поселений до наших дней. И желательно - с театрализованным представлением, декорациями для которого послужат уникальные и подлинные предметы далекой старины.

Людмила Ковригина, специально для сайта STSL.Ru 
Фото автора


Справка:  Сергиево-Посадский музей-заповедник создан в 1920 году на основе художественных сокровищ Троице-Сергиевой Лавры. По словам академика Д.С. Лихачева, Сергиево-Посадский музей-заповедник – это «Эрмитаж русской культуры». Позднее его фонды пополнились коллекциями местного краеведческого музея, а также московского Музея народных художественных ремесел. Экспозиции и выставки музея дают уникальную возможность познакомиться с памятниками отечественной культуры с XIV в. до наших дней. Сегодня коллекция музея насчитывает более 170 тыс. экспонатов: иконы, средневековые рукописи и старопечатные книги, памятники лицевого и орнаментального шитья, золотого и серебряного дела, произведения живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. Часть из них представлена в экспозициях и на выставках, размещённых в 4-х зданиях в центре Сергиева Посада.

Сотрите также: - Новая экспозиция в “Конном дворе”


Видео: Radoneje.tv





20 февраля 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.