«Все держится любовью, а не борьбой за существование...» Слово свт. Макария (Невского) в праздник Покрова Пресвятой Богородицы

«Все держится любовью, а  не борьбой за существование...» Слово свт. Макария (Невского) в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Благодарение Богу за неизреченный дар Его!

2 Кор. 9, 15

Любовь ваша, таившаяся в сердцах ваших, в знаменательный для нас день восхотела проявить себя неким видимым знаком. Таково свойство истинной любви: она не может долго таиться в сердце — непременно выйдет наружу, чем-нибудь проявится. Прекрасен дар любви вашей, но еще прекраснее самая любовь. Величие ее ни с чем не сравнимо, пределам ее нет конца. Ее именем благоволит именоваться Сам Бог. Любовь — не свойство Божие, а существо Его: Бог есть любовь, и пребывающий в любви — в Боге пребывает (1 Ин. 4, 16).

Любовь есть источник блаженства. Не в любви ли блаженство Всеблаженного? Не в любви ли Сына блаженство Отца, видящего в Нем Себя, Свою премудрость, Свою силу? Не в любви ли Отца блаженство Сына, Которому Отец всё показует (Ин. 5, 20), Которым всё творит и в Котором всей любовью почивает? Не с Отцом ли и Сыном всегда Дух Святой — Жизнь от Жизни и Животворящий, от Отца исходящий и в Сыне любовью почивающий?

Любовью всё вызвано из небытия в бытие. Любовь Божия всё сохраняет, обо всем промышляет. Любовь и блаженство живут нераз­дельно. Где любовь — там и блаженство, где блаженство — там и любовь.

В любви — счастье супружеской жизни. В любви — счастье семей­ной жизни. Как тепло, как светло среди того общества людей, где лю­бовь к другим составляет принадлежность каждого члена, где любовь полагает душу свою за други своя!

Любовь на землю Сына Божия низвела, любовь на Крест Его воз­вела. Любовь небо с землей соединила, любовь всё разоренное воедино собрала: из небесных и земных, Ангелов и человеков, любовь образо­вала Церковь под единым Главой — Богочеловеком.

 
Покров Пресвятой Богородицы

Любовь есть мировая сила, всё объединяющая. Все отдельные части беспредельного мира связаны одна с другой любовью: ничто не живет только для себя, а всё служит для других и держится другими. Не борьбой сильных со слабыми, не войной с другими за свое сущест­вование сохраняется бытие мира и порядок, а служением одних для других. Не борьбой матери с дитятей сохраняется жизнь, а любовью матери к дитяти до самозабвения. Не для себя солнце светит и греет, а для других; не себя вода напояет, а других. Царь живет подданными, подданные — царем, их счастье — в их полном единении; дети живут родителями, счастье родителей — дети, подпора их старости — их сыны и внуки. Счастье детей — родители: около них дети и веселы, и довольны, и спокойны; очевидно, что здесь господствует не закон борьбы, а закон любви, самопожертвования в пользу других.

Впрочем, рядом с этим законом самопожертвования существует другой мировой закон — закон самосохранения. Здесь закон любви как бы делится надвое: любовь как жизнь для других и любовь как жизнь для себя. Но эти два закона не исключают один другого, не уничтожают, а только ограничивают друг друга и тем уравнивают жизнь тварей. Как существуют рядом свет и тьма, тепло и холод, так живут совместно закон самопожертвования в пользу других и закон самосохранения в пользу свою.

Мы говорим об этих двух законах потому, что в наше время неко­торые учат, что всё существующее держится одним законом, который они называют борьбой за существование; таким образом, они отри­цают значение закона самоотречения во благо других, тогда как этот закон, как жизнь для других, или самопожертвование, имеет господ- ственное значение. Но когда люди, вследствие греховного поврежде­ния своей природы, стали руководиться в своей жизни по преимуще­ству законом самосохранения и ради его стали вступать в борьбу за свое существование и вследствие этого стали пренебрегать зако­ном самопожертвования, законом любви — тогда расстроилась гар­мония в мире разумных существ, нарушился стройный порядок их жизни; с тем вместе расстроилось их счастье. Вместо любви появи­лась вражда; всякий стал заботиться только о себе, забывая о других; всякий стал устраивать свое счастье, хотя бы и со вредом для блага других. Умножилось беззаконие — иссякла и любовь; удалилась от людей любовь — удалилось и счастье. Супруги, вместо того чтобы быть одним телом, одной душой, раздвоились и стали друг с другом враждовать: сильный стал обижать слабого, слабый — мстить силь­ному. Восстали чада на родителей и родители на детей своих; брат брату стал не своим, а только соседом; богатый стал притеснять бедного, бедный — похищать у богатого; начальник гордится пред подчиненным, подчиненный лицемерит пред начальником. Всем стало тесно, всем холодно, всем трудно. А всё это оттого, что иссякла любовь.

Но жив Господь, жива и Церковь Его, которая есть тело Его (Еф. 1, 22-23; Кол. 1, 24): вечно пребывает в ней истина Господня, вечно пребывает и благодать в ней. Вечно пребывает с Церковью любовь Христа, как Главы ее,— не оскудеет до конца любовь и между членами Церкви, как членами тела Христова. Эта любовь между чле­нами, между пастырями и пасомыми, не может навсегда исчезнуть, хотя иногда и ослабляется по причине греха, но силой благодати Христовой, пребывающей в Церкви, эта любовь, это единение опять восстановляется, искра любви, таившаяся под пеплом немощи чело­веческой, силой благодати Христовой возгорается и воспламеняется.

Воспламенившись, она уже не может таиться в сердцах, а выходит наружу и проявляется в многообразных видах любви: в попече­нии одних о других и в послушании последних: с одной стороны — в служении спасению других до самозабвения, с другой — в желании слышать наставления и неуклонно следовать советам наставляю­щего.

Эта-то любовь, возлюбленные, и подвигла вас сделать то, что вы сделали для нас, оказав внимание ваше к смирению нашему в этот знаменательный день для нас.

Слава Богу за неизреченный дар Его — дар любви, в коем заклю­чается счастье на земле и блаженство на небе! Наши сердца пре­исполнены чувством благодарности и к вам, возлюбленные, за дар любви вашей, паче же за любовь вашу, яже о Христе Иисусе, Которому слава в Церкви вовеки.


Источник: Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 1. 


STSL.Ru


Источник: STSL.Ru
14 октября 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.