Возрождение Московской духовной академии

Возобновление Московских духовных школ, предпринятое на исходе Великой Отечествен­ной войны, было сродни воскрешению еван­гельского Лазаря с той лишь разницей, что не четыре дня, а четверть века – с 1919 по 1944 гг. были они об­виты пеленами и погребены, как казалось советским властям, на веки вечные. Духовные семинария и акаде­мия, снискавшие за триста лет существования почести и славу на стезях богословского образова­ния и духовно-нравственного просвещения русского народа, оказались ненужными нарождающе­муся государству. Должно было свершиться чудо, что­бы прервавшаяся традиция возродилась. Таким не­ожиданным событием стала кремлевская встреча 4 сентября 1943 г. Сталин вызвал к себе высших иерархов Русской Пра­вославной Церкви – местоблюстителя Патриаршего престола митр. Сергия (Страгородского), ми­тр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского) и митр. Киевского Николая (Ярушевича). Около двух часов продолжалась беседа о взаимоотношениях Церкви и государства. Митр. Сергий говорил о необходимо­сти открытия духовных учебных заведений, поскольку Церковь осталась практически без священников и диа­конов.


«А почему у вас нет кадров?» – спросил Ста­лин, в упор глядя на своих собеседников. Но всем было известно, что кадры истреблены в лагерях. Тогда митр. Сергий ответил: «Кадров у нас нет по разным при­чинам. Одна из них: мы готовим священ­ника, а он становится маршалом...» Доволь­ная усмешка тронула уста диктатора... «Да, да. Как же. Я семина­рист. Слышал тогда и о вас». Вспомнив свои се­минарские годы, Сталин, ска­зал, что мать его до самой смерти сожалела, что он не стал священником. Митрополиты просили открыть богословские курсы в нескольких епархиях. Сталин, согласившись, спросил, почему они ставят вопрос о курсах, тогда как правительство может разре­шить организацию духовной академии и открытие ду­ховных семинарий в епархиях, где это нужно. Митрр. Сергий и Алексий заверили, что для открытия академий нужна соответствующая подготовка.


Вскоре после кремлевской беседы архиеп. Са­ратовский Григорий (Чуков) по поручению Главы Русской Церкви разработал проект организации ПБИ в Москве и богословских пастырских школ в епархиальных центрах. В новой школе богословская наука должна была являться не отвлеченной теорией христианства, а руководящим началом жизни по еван­гельским заповедям, примеру святых отцов и по­движников Церкви. Проект был утвержден Священ­ным Синодом. Журнал Московской Патриархии поместил объявление о наборе в Православный бого­словский институт.


14 июня 1944 г. состоялось открытие богословского инсти­тута и пастырских курсов в помещениях Новодевичьего монастыря. Дата  совпала с памятью св. мч. Иустина Философа, учредившего в Риме в эпоху гонений богословскую шко­лу. Перед совершением молебна патриарший местоблю­ститель митр. Алексий благословил возрождав­шуюся школу иконой Явления Божией Матери прп. Сергию и сказал: «Да будет она преемни­цей по духу и силе Московской духовной академии, ко­торая создавалась и процветала под кровом и благосло­вением преподобного и богоносного отца нашего Сер­гия... да будет благодатный дух Московской духовной академии сугубо в Московском богословском институ­те, как дух прор. Илии сугубо явился в ученике его, прор. Елисее».


Учебные аудитории института разместились в Лопухинском корпусе, а его общежитие и аудитория курсов – в помещениях при монастырской Успенской церкви. Первым ректором ПБИ и БПК стал прот. Тихон Попов. К преподаванию были привлечены настоятели и священники москов­ских храмов, окончившие когда-то Московскую, Пе­тербургскую, Киевскую, Казанскую духовные акаде­мии. Один из студентов богословского института – будущий митр. Питирим вспоминал, что уча­щиеся первого набора пришли отовсюду: «одни имели законченное гуманитарное обра­зование, другие прошли курс духовной семинарии, были и такие, кто вообще не имел подготовки, по зову сердца пришел с сельскохозяйствен­ных работ, от станков тыловой промышлен­ности или с передо­вых позиций Великой Отечественной вой­ны – с нашивками ранений, боевыми наградами. Были и специалисты, работавшие прежде в конструк­торских бюро, и люди, много лет служившие псалом­щиками».


Обращаясь к со­бравшимся на откры­тии института, митр. Алексий, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси, преподал наставление: «Мудрость христиан­ская мирна и кротка, исполнена милости (Иак. 3:17). Мирен и кроток должен быть и тот, кто для нее подвизается... Ревную­щие об истинной мудрости должны поднимать дух лю­дей из рабской низости и духовного расслабления к свободному раскрытию и проявлению его сил, но в то же время утверждать в свободном и нелицемерном повиновении закону и власти, от Бога установленным, охранять от своеволия, которые есть искажение и извращение свободы».


М.Х. Трофимчук


Источник: М. Х. Трофимчук. Академия у Троицы. Воспоминания. – СТСЛ, 2005.




31 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».