Воскресение Христово – прообраз и откровение нашей будущей жизни

Воскресение Христово есть исторический факт и имеет неопровержимые свидетельства со стороны неподкупных свидетелей, не только не увлекавшихся каким-либо мечтательством и образами туманной фантазии, как хочет указать новейший критический рационализм, но приступающих к нему со всей трезвостью и рассудительностью людей здравого смысла и не раньше принимавших его действительность, как после тщательного и всестороннего исследования всех относившихся к нему подробностей, вплоть до осязания ран гвоздевых на теле. Оно принадлежит к достовернейшим событиям вceмиpнoй истории времени царствования римского имп. Тиверия.

В то же время оно есть чудо и притом величайшее из чудес, потому что перед ним блекнут все другие чудеса и от него именно получают свое освящение и подтверждение. Оно впервые с небывалой широтой и ясностью открыло пред взорами людей ту тесную и неразрывную связь, которая существует между двумя, на первый взгляд, разобщенными мирами – Небесным и земным. Между ними существует постоянное взаимодействие. Законы мира Небесного постоянно оказывают влияние на законы круга земного, производят в нем явления, которые и называются чудесными.

С этой точки зрения всякое отрицание теряет смысл и может выступить лишь с риском стать в очевидное противоречие с точной наукой, строгой логикой и наконец просто здравым смыслом. Поэтому, не входя больше в пререкание с представителями рационализма и предоставляя им путаться в новоизмышленных ими и самопротиворечивых теориях (которыми особенно плодовито наше время), мы лишь сделаем в заключение несколько замечаний.

Воскресение Христа служит залогом и нашей надежды на воскресение из мертвых, а также и блаженную славную жизнь. Это основная идея всего Новозаветного Писания. Она нашла ce6е особенно ясное и наглядное выражение у ап. Павла, который с полнейшей уверенностью обещает личную жизнь по воскресении, своей неизмеримой славой превосходящую нашу теперешнюю земную жизнь: «Вострубит, и мертвии воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15:52). Доказав эту истину, как он радуется тому, что, «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5:1). Равным образом он проводит мысль, что мы, сораспявшись и будучи погребены со Христом, с Ним же и воскреснем и будем ходить в обновленной жизни (Рим. 6:4 и далее. Ср. также 1 Фес. 4:14; Флп. 3:10–11; 1 Пет. 1:3–4). Сам Иисус Христос также неоднократно говорил об этой жизни, когда Он грозно обличал неверие саддукеев, утверждавших, что есть только эта, земная, жизнь и, кроме нее, нет никакой другой (Мф. 22:29–33). И с какой ясностью и выразительностью Господь часто заявлял, что пришел для того, чтобы чрез искупление верующих в Него дать им жизнь вечную (См., напр., Ин. 5:24–29; 6:47–54; 11:25; 14:2–19).

Идея вечной жизни – основная всего христианского мировоззрения. Но что же разуметь под этой жизнью? Есть ли это, как понимают некоторые, жизнь духовная, совершенно лишенная телесности, или она будет иметь телесность, только очищенную от всякой нечистоты и греховности? Согласно Священному Писанию эта жизнь, несомненно, должна быть сознательной, личной, индивидуальной. А раз это так, то она непременно должна сосредоточиваться в теле как органе проявления личных мыслей, чувств и желаний. Таким органом будет служить то же земное тело, в котором обитала душа во время своей земной жизни, но только прославленное чрез воскресение. Притом настолько, чтобы по своим качествам вполне соответствовать потребностям новой, высшей ступени жизни души по воскресении.

Эта высшая стадия, будучи продолжением и развитием теперешней жизни, конечно, и в своих формах будет представлять некоторое подобие земной. Она будет жизнью Церкви, хотя уже не воинствующей или страждущей, а торжествующей. Потому и составляющие ее члены будут такими же самосознающими личностями, какими они были на земле, хотя и достигшими высшей степени бытия. Давая нам обетование столь славной жизни на небе, христианство тем самым окрыляет людей в стремлении к высшему совершенству и уже здесь, на земле, внушает сладостную надежду на бесконечное блаженство, укрепляет дух в перенесении всех тягостей и бедствий этой временной жизни.

Но если будущая жизнь по воскресении будет во многих отношениях представлять подобие земной жизни, только в высших, более совершенных формах, то тем самым разрешаются многие недоумения, связанные с этим вопросом. Наше теперешнее тело, как и все земное, ограничено тесными пределами пространства и времени. Это крайне стесняет и затрудняет нас во взаимном общении с другими. Мы можем прямо входить в общение только с теми, которые находятся с нами в одном ограниченном пространстве. Да и в нем нередко встречаем препятствие в недостатке времени, так как один и тот же человек не может одновременно быть занят общением с разными лицами.

А как ограничено самое общение! Не говоря уже о трудностях, неудобствах взаимообщения посредством письменности, требующей излишнего времени и напряжения, как недостаточно собственно устное и личное общение! Вследствие всего этого мы часто с трудом, а иногда и совсем не можем с надлежащей полнотой выразить то, что думаем, чувствуем и желаем. Также и тон голоса, взгляд, движения рук, сами по себе приспособленные к тому, чтобы и усиливать, и облегчать общение, часто оказываются недостаточными для этого и нередко приводят как раз к противоположной цели. Отсюда нередко возникают недоразумения, охлаждение, вражда. На этой почве пышно вырастает грех и разделяет людей на враждебные партии.

Не так будет с прославленным телом. Освобожденное от границ пространства и времени и обладая усовершенствованными органами, оно даст возможность к более совершенному взаимному общению и созерцанию вещей и всего великого мироздания Божия. В нашей природе заложены задатки высокого развития, которые, однако, были в самом начале задавлены грехопадением.

Однако, под тяжким игом греха и смерти человек успел в значительной степени усовершить свои ограниченные способности и вывести их из узких пределов слабой природы в область почти сверхъестественного. Например, добившись возможности при посредстве подзорной трубы или телескопа ясно видеть предметы на таком огромном пространстве, которого, безусловно, не может преодолеть простой невооруженный глаз, или с помощью телефона слышать голос со всеми его оттенками на таком расстоянии, которое, безусловно, непреодолимо для простого уха.

Тогда становится понятным, какой простор взаимообщения ожидается для воскресших в прославленном теле, которое будет обладать усовершенными органами как своей естественной принадлежностью и потому не будет нуждаться ни в каких искусственных орудиях, всегда страдающих недостатками и несовершенствами. Не отменяемые узкими пределами пространства, они не будут ограничены и временем.

Подобно воскресшему Xристу, будут внезапно появляться по своему желанно и вступать в непосредственное взаимообщение между собой. Обладая же такими усовершенными способностями, они достигнут высшего состояния и блаженства в том, что получат возможность непосредственно созерцать Бога по Его сущности. Если и на земле «чистые сердцем» получили высокое обетование, что они «узрят Бога», то по воскресении это созерцание сделается неотъемлемым достоянием всех праведных обитателей Небесного жилища.

Созерцая же Бога по Его существу, мы более, чем когда-либо, будем понимать Его святые законы и беспрепятственно исполнять их. Это взаимоотношение между Богом и обыкновенным человечеством найдет себе закрепление и завершение в той безграничной любви, которая есть цель и завершение всего бытия и источник всякого блаженства.

Если воскресшие из мертвых, обладая прославленным телом, будут обладать и свойственными ему качествами, дающими возможность не только превозмогать все затруднения и препятствия, представляемые условиями теперешней жизни, но и непосредственно созерцать Бога, то этим самым разрешается и часто выдвигаемый вопрос: узнаем ли мы друг друга в Царстве Небесном?

Несомненно, узнаем. Это логически вытекает из того Положения, что загробная жизнь будет жизнь личная, со всеми принадлежащими ей свойствами самосознания и личного восприятия. Мы будем также узнавать друг друга, как ученики узнавали своего воскресшего Господа, и даже яснее и глубже. Прославленные тела будут обладать более утонченной способностью созерцания и восприятия, чем та, какой обладали апостолы с их еще земными телами. Если мы и сейчас способны познавать человека не только по его внешности, но и по внутреннему существу, то тем более будем способны проникать во внутренность друг друга в будущей жизни.

Здесь, на земле, есть люди, которые духовным подвигом очистив и возвысив свое тело, бывают способны проникать во внутреннюю жизнь других глубже и яснее, чем это возможно для обыденных людей, – именно знаменитые подвижники-прозорливцы, прозорливость которых есть научно доказанный  факт и находит себе подтверждение и объяснение в научной психологии. Тем более это возможно будет для обитателей Царства Небесного, доступ в Которое только и получат те, кто «подвигом добрым подвизались». Мы узнаем там друг друга во всей полноте своего внешнего и внутреннего существа. При этом может оказаться, что многие, кого мы считали наиболее близкими, будут дальше от нас, чем другие, которых мы считали на земле чуждыми себе. Там вполне скажется то сродство душ, полному проявлению которого в земной жизни так часто препятствуют немощи плоти с ее отуманивающими ум страстями. Такие люди будут достойными членами Церкви Небесной.

Но как представлять себе самую жизнь в Царстве Небесном? Некоторые представляют ее, как безусловный вечный покой, причем в основание такого представления ссылаются и некоторые места Писания, послужившие источником и для церковных песнопений. Так, в Откровении ап. Иоанна Богослова мы читаем «Отныне блаженны мертвые, умирающие в Господе. Они успокоятся от трудов своих» (Откр. 14:13).

Равным образом в Послании к Евреям Царство Божие видимо отождествляется с покоем: «кто вошел в покой Его, тот и сам успокоится от дел своих, как и Бог от своих» (Евр. 4:10). Церковь, напутствуя своих умерших в загробный мир, поет: «Со святыми упокой». Но выводить отсюда заключение, что будущая жизнь состоит в безусловном покое, еще нет оснований. Ведь тайновидец Иоанн говорит не о будущей жизни по воскресении, а об умерших, которые, действительно, успокаиваются от всех треволнений земной жизни по смерти, а в послании под покоем разумеется внутренний покой, проистекающий от примирения с Богом, а не бездеятельное успокоение.

Да и как можно думать, что когда наша здешняя жизнь закончена и достигнута та цель, для которой мы собственно и существовали здесь, вдруг по переходе в другую жизнь наступит полное успокоение? Неужели та крохотная работка, которую мы сделали на земле, и притом часто сопровождавшаяся недовольством и леностью, обремененная грехами всякого рода, неужели она бывает так напряженна, чтобы нам после этого уже на веки успокоиться от нее? Не вернее ли представлять себе, что на земле, мы в сущности только воспитываемся и подготовляемся к истинной работе, которая предстоит в будущей жизни. Как школа воспитывает и подготовляет детей к предстоящей жизни, имеющей начаться по окончании школьного периода, так и земная жизнь есть воспитывает и подготовляет нас к истинной, т.е. будущей, жизни.

Слово Божие с достаточной ясностью указывает на то, что это будет жизнь, исполненная труда. Так в притче о минах (Лк. 19:16–17) говорится, что раб, который сумел деятельным трудом приобрести на вверенные ему 10 мин (древняя мера веса и счетно-денежная единица) еще столько же, получил высшее одобрение от господина. Ему отдано было в управление 10 городов. Рабу, сделавшему приобретение на вверенные ему 5 мин еще столько же, было отдано в управление 5 городов. Третий же раб, который не потрудился ничего приобрести на вверенную ему 1 мину, а предпочел успокоиться и зарыл ее в землю, навлек на себя гнев господина и лишен был и этой единственной мины. Равным образом в подобной притче в Евангелии от Матфея потрудившийся над преумножением имущества господина удостоился высшей похвалы от него: «Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен; над многим тебя поставлю: войди в радость господина твоего» (Мф. 25:14).

Все это ясно указывает на то, что от нас потребуется напряженный труд в исполнении поручений Владыки Царства Небесного. Как возвышенна сама мысль, что освободившись некогда от всех обременений теперешнего земного тела, обладая совершеннейшими способностями тела прославленного, чуждого греховных немощей, мы в состоянии будем всю полноту своих чистейших и лучших сил всецело и без малейшей тени себялюбия посвятить на служение Богу, беспрекословно исполнять Его святую волю!

Если уже здесь нас охватывает безграничная радость, когда нам, вопреки всем и внутренним, и внешним препятствиям, удается совершить какое-либо истинно доброе дело, полезное людям и благоугодное Богу, то какое блаженство будем испытывать, когда получим возможность постоянно и вечно совершать такие дела, только ими и наполнять свою жизнь! Такая деятельность будет истинным блаженством для трудящихся. В Священном Писании не определяется точно, в чем она будет состоять, но это будет именно труд для Бога, по бесконечному созиданию Его Царства.

Когда мы с своей крохотной земли смотрим на бесчисленные рои звезд и пытаемся мысленно проникнуть в эти загадочные для нас миры, то нас невольно объемлет трепет сознания вечности, неизмеримо превосходящей узкие пределы пространства и времени. И вот в этих неизмеримых мирах, быть может, и заключается то бесконечное поприще для высшего духовного труда, который предстоит нам исполнять в будущей жизни во славу Превечного Творца и Вседержителя, содержащего их дланью Своего всемогущества.

Когда мы войдем в свое будущее жилище и сделаемся полноправными гражданами Царства Небесного, то сколько тайн, откроется пред нашим умственным кругозором, уже не стесняемым ни слепотою неверия, ни ограниченность полуверия! Все тайны природы и духа будут открыты, и все недоумения, которые здесь возникали вследствие ограниченности наших способностей, найдут себе полнейшее разрешение в высших законах бытия. Весь мир будет представлять собой ту чудную гармонию, какой он и должен быть, как совершеннейшее создание всесовершенного Творца.

Как же не стремиться в это Царство, дающее столь богатые обетования всякому разумному, духовно возвышенному существу, каким должен быть человек! Недаром величайший просветитель человечества ап. Павел молился и воздыхал, желая поскорее сложить с себя свое бренное земное тело и облечься в нетление, т.е. перейти в загробную истинную жизнь, о которой написано: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). Но этот град Божий окружен высокой недоступной стеной и имеет 12 ворот со стерегущими их 12-ю ангелами (Откр. 21:12). Кто же открыл нам вход в этот славный град Божий? Никто иной, как только со славою воскресший Христос.

Источник: Воскр. Христово, как величайшее и достовернейшее из чудес: апол. тракт. Пг: Синод. тип., 1903.


22 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».