Воскресение Господа Иисуса Христа и Его первые явления

Воскресение Господа Иисуса Христа и Его первые явления

Воскресение Христа в гефсиманской гробнице
(Мф. 28:1–8; Мк. 16:1–8; Лк. 24:1–12; Ин. 20:1–10)

Как в воплощении Своем Господь Иисус появился на свет сверхъестественно, не причинив боли Пречистой Матери и не повредив Ее девства, так и в славном Воскресении из мертвых Он покинул закрытую гробницу, не нарушив печатей и не отвалив камня от входа. Христос воскрес в тишине ночи 9 апреля 30 г. без шума и смятения, облекая священной тайной непостижимое человеческому разуму явление Своего Божества.

Святые отцы Церкви учат, что Воскресение совершилось после полуночи, в первое пение петухов, предвещающее свет воскресного дня. Тело Спасителя пребывало бездыханным чуть более 33 часов – три дня (конец пятницы, суббота и начало воскресенья) и три ночи, считая затмение солнца.

Явление Господа Пресвятой Богородице

Согласно церковному преданию воскресший Иисус прежде всех явился Своей Пречистой Матери. После погребения Божественного Сына всю субботу и ночь Пресвятая Дева провела близ гроба Его в доме Иосифа Аримафейского. Она искала утешение в Писании, перечитывая пророчества о Своем возлюбленном Сыне. В этом доме или на пути ко гробу и явился воскресший Господь Пречистой Деве, Которая была не только Матерью Его, но и первейшей Его Последовательницей, полнее и глубже всех воспринявшей Его Божественное учение.

3.jpg

Скорбящая Богоматерь. М. П. Боткин, XIX в.

Явление ангела воинам

Римские воины продолжали охранять опустевший гроб Иисуса. Среди тишины и ночного покоя земля вдруг содрогнулась, «ибо Ангел Господень, сошед­ший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба», который оказался пуст. Неустрашимость римских воинов обратилась в ничто от одного присутствия небесного существа. Воины «стали как мертвые» и не могли пошевелиться. Когда величественное небесное явление еще не окончилось, воины пришли в себя и все разбежались. Некоторые из них возвестили ставившим их на стражу первосвященникам о явлении грозного ангела и о том, что гроб пуст.

Мироносицы у гроба и явление им ангелов

Женщины, стоявшие у Креста Христова и видевшие Его погребение Иосифом и Никодимом, договорились прийти на другой день, чтобы в знак любви и признательности помазать Иисуса благовониями.

000095.jpg

Жены-мироносицы. М. В. Нестеров, XIX в.

Не дождавшись конца воскресной ночи, еще в предрассветной тьме они пошли ко гробу. Это был целый сонм жен: среди мироносиц церковное предание указывает, кроме Марии Магдалины, Саломии, Марии Клеоповой, еще сестер Лазаря, Марию и Марфу, а также Сусанну и Иоанну (см. Лк. 8:3). Мироносицы не знали, что в субботу к погребальной пещере была приставлена стража, и беспокоились лишь об одном: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?»

Первой пришла Мария Магдалина. При свете полной луны она увидела, «что камень отвален от гроба» и Господа нет. В глубокой печали Мария побежала к апостолам с горестной вестью: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его», – она говорила за всех, не зная, что женщинам, подошедшим к усыпальнице позже, явились ангелы, возвестившие о Воскресении Христа.

voskreseniehristovo5.jpg

Явление ангела женам-мироносицам. Афон, Ставроникита, XVI в.

Мироносицы, пришедшие ко гро­бу несколько позднее, при восходе солнца, с ужасом увидели, что камень отвален. Пред ними предстал светозарный ангел, успокаивая их и возвещая о всерадостном событии. Это была первая весть человечеству о свершившемся Воскресении Христа.

Войдя во гроб, мироносицы увидели, что тела Иисуса там нет. По правую сторону Его смертного ложа им предстал другой ангел, который подтвер­дил, что Господь воскрес, и повелел: «Идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам». Тогда женщины вспомнили, что Господь, предупреждая о Своей близкой смерти, предрекал Свое тридневное Воскресение и обещал, что будет ждать их в Галилее. «И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его».

Петр и Иоанн у гроба

Апостолы Петр и Иоанн, озабоченные сообщением Марии Магдалины о пропаже тела Учителя, «побежали оба вместе ко гробу». Иоанн, молодой и проворный, прибежал первым «и, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел во гроб» в сумерках из естественного страха перед тайной смерти. Петр, прибежав, сразу вошел в пещеру и увидел «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте». Вполне очевидно, что это было не похищение. Сердцем своим апостолы почувствовали возвышеннейшую тайну Божию – Воскресение Господа Иисуса Христа.

Петр и Иоанн не увидели ангелов, которые явились мироносицам, поскольку от них, апостолов, требовалась вера. Иоанн сообщает в Евангелии о своей вере: войдя во гроб за Петром, он «увидел и уверовал». О Петре евангелист Лука пишет, что он «пошел назад, дивясь сам в себе происшедшему». Но уверение Петра и Иоанна в Воскресении Господа пока еще не было твердым и окончательным, апостолы нуждались в Его явлении, ибо, как пишет сам Иоанн, «они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых», и только Сам Господь, являвшийся ученикам в воскресшей плоти Своей до Вознесения на Небеса, «отверз им ум к уразумению Писаний».

000002.jpg

Утро Воскресения Господня. Е. А. Демаков, 1997 г.

Нет события более радостного для сердца христианина, чем преславное Воскресение Господа! Он умер, взяв на Себя наши грехи, и воскрес Первенцем из сынов Адама, унаследовавших смерть. Христос страдал не потому, что для прощения людей Отец нуждался в Его Жертве, но по той причине, что падшее человечество нуждалось в очищении и освящении Человечеством Бога. Вочеловечившийся Господь освятил нашу жизнь и даже нашу смерть, включил все аспекты нашего бытия в жизнь истинную – ту, в которой нет смерти. Воскресением Христа вся полнота вечной жизни была привита иссохшему древу падшего человечества, чтобы оживотворить его и воскресить к вечноблаженному бытию.

Источник: Воробьев С. Ю. Еванг. события от Рождества до Вознесения Господа Иисуса Христа с ист. и археологич. подтвержд. М.: Изд. МП РПЦ, 2015. – С. 525-529.


19 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».