Великая агиасма

Пользуясь в домашней жиз­ни святой водой, полезно знать о ней. Освяще­ние воды основывается на самом ее значении в творении, на учении Священного Писания, на событиях земной жизни Иисуса Христа. Благо­датное действие святой воды подтверждается многовековой церковной практикой.

Вода занимает важное место в нашем бытии. Это один из элементов мироздания (Быт. 1, 2), как об этом повествуется в святой Библии. Во второй день творения сказал Господь: «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды» (Быт. 1, 9-10).

Являясь жизненно необходимой в повсе­дневной жизни, вода имеет и более высокое зна­чение, ей свойственна целебная сила, о чем не­однократно говорится в Священном Писании. Со­временник пророка Елисея Нееман окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божия, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился (4 Цар. 5, 14). Об этом же гово­рится в Евангелии от Иоанна относительно ку­пальни у Овечьих ворот, где Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал во­ду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью (Ин. 5, 4). В купальне Силоам, исцелившись по слову Христа Спасителя, прозрел слепорожденный (Ин. 9, 2).

В новозаветное время вода служит духов­ному возрождению человека в жизнь новую, благодатную, во очищении от грехов. В разго­воре с Никодимом Спаситель говорит: «Истин­но, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Сам Христос в начале Своего служения принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. Это евангель­ское событие ежегодно вспоминается Церковью 6/19 января в праздник Крещения. В песнопе­ниях службы этому празднику говорится, что Господь «очищение водою роду человеческому дарует»; «Струи освятил еси Иорданския, дер­жаву сокрушил еси греховную, Христе Боже наш...»

В этот праздник в православных храмах со­вершается чин освящения воды. Церковь мо­лится при этом «о еже освятитися водам... силою и действием, и наитием Святого Духа...»; «о еже дароватися им благодати избавления, благословению Иорданову силою и действом, и наитием Святого Духа...»; «о еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную...»; «о еже явитися ей отгнанию всякого навета видимых и неви­димых враг...» В молитве, читаемой священни­ком, говорится: «Ты Иорданские струи освятил еси, с небесе ниспославый Святого Твоего Ду­ха, и главы тамо гнездящихся сокрушил еси змиев». И далее Церковь молится: «Сотвори ю (ее) нетления источник, освя­щения дар, грехов разрешение, недугов исце­ление, демонов всегубительство, сопротивным силам неприступную, ангельския крепости ис­полненную. Да вси почерпающии и причащающиися имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядную». Освященная в этот двунадесятый праздник святая вода называется по-гречески «великая агиасма», т.е. вели­кая святыня.

В отличие от великого освящения воды име­ется еще малое, совершаемое в обычные дни на молебнах, которое несколько короче. Вода освящается также при совершении таинства Крещения. Священник Павел Флоренский гово­рит обо всех трех освящениях: «Обратим вни­мание, что в чинопоследованиях водосвятия – великого и малого, и крещального – освящение слагается из двух различных действий: из очи­щения воды от нечистоты, греховности, скверны и темных сил и из облагодатствования ее, то есть сообщения ей духовных энергий» [1].

Кроме того, с именем многих русских святых связано изведение святых источников, к кото­рым с самого начала шли люди как к большой святыне. В акафисте преподобному Сергию, игумену Радонежскому († 1392; память 25 сен­тября), читаем: «Радуйся, на сусе месте поток водный тещи у Бога испросивый; радуйся, яко таяжде вода, молитвою твоею исцеляющи неду­ги, чудодействует». Описывая время преподоб­ного Сергия, замечательный русский историк В.О. Ключевский говорит: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Ра­донежской пустыне; целые полвека приходившие к нему вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились ими с другими. Никто тогда не считал гостей пустынника и тех, кого они делали причастниками приносимой ими благодатной росы» [2].

Действительно, в обиходе древнерусского че­ловека святая вода занимала важное место. Это можно показать также на примере жития кано­низированного в 1988 году святителя Макария, митрополита Московского († 1563; память 30 де­кабря). В 1528 году, еще будучи Новгородским архиепископом, он посылает иеромонаха Илию в северные пределы своей епархии с пропове­дью Евангелия. При этом он повелевает унич­тожить языческие капища и кропить всё свя­той водой. В 1551 году, когда обнаружились раз­личные болезни в Свияжском гарнизоне под Казанью, а также распространились плотские грехи, он посылает туда священника с обличи­тельным посланием, призывая всех к покаянию, и повелевает всех кропить святой водой. Сво­еобразным крестным ходом можно назвать шест­вие первого Казанского архиепископа Гурия из Москвы в Казань. В наказе, данном ему царем Иоанном Грозным и митрополитом Макарием, повелевается во всех населенных пунктах по пу­ти творить водосвятные молебны и кропить всё святой водой. В 1557 году на Руси было стихий­ное бедствие: засуха поразила посевы, а насту­пившая зима сопровождалась такими сильными морозами, что люди замерзали на дорогах. До нас дошла богомольная грамота митрополита Макария в Великий Новгород к архиепископу Пимену. В ней сообщается, что в Успенском со­боре Московского Кремля был совершен осо­бый водосвятный молебен с чином омовения святых мощей. При этом возносилась молитва «о благорастворении воздухов». Эта святая во­да была послана с грамотой архиепископу Пи­мену. В грамоте говорилось, чтобы в новгород­ском Софийском соборе был также совершен соборный водосвятный молебен и в освященную воду была добавлена вода, привезенная из Моск­вы, и затем ею кропились бы все пределы Нов­городской епархии.

Подобное осознание значимости святой воды как великой святыни и благоговейное отношение к ней было характерно в Древней Руси для каж­дого христианина. Об этом мы узнаем из книги «Домострой», написанной современником свя­тителя Макария священником московского Благовещенского собора Сильвестром. Он пи­шет: «Если Бог пошлет на кого болезнь или скорбь, врачеваться следует Божией милостью, слезами и молитвой... при этом отцов духовных и всех священников и монахов призови на моле­ние Богу, проси молебны петь и воду святить честным Животворящим Крестом» [3].

Эти исторические реалии весьма актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, эти тради­ции утрачены, а с другой стороны, так интенсив­но пропагандируется магия, восхваляются эк­страсенсы, которые «заряжают» газеты, воду и так далее. Поэтому мы чаще должны прибе­гать к благодатному освящению себя через дей­ствие святой воды. Верующими людьми особен­но ценится крещенская вода. Утром, после про­чтения утренних молитв, православный человек испивает крещенской воды и съедает кусочек просфоры, чтобы затем, благословясь, начать грядущий день. В районах, где нет храмов, веру­ющие люди стремятся хотя бы таким образом, то есть через святую воду, прикоснуться к свя­тыне, не имея возможности принять святое При­частие. Необходимо также чаще кропить себя святой водой при различных рационально труд­но объяснимых греховных влечениях, неожи­данных головных болях, непонятных стрессовых состояниях, бессоннице, раздражительности и так далее. Необходимо чаще кропить святой водой и свое жилище. Святая вода освящается священником в храме Крестом и молитвою. Она имеет благодать прогнания действия бесовской силы в самых различных формах ее проявления. Это хорошо знали наши предки, к духовному опыту которых нам необходимо прислушиваться и постепенно возвращаться.

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Заметки о правосл. вере. – СПб.: Русская симфония, 2011. С. 38-45.


Примечания

[1] Флоренский П., свящ. Из богословского наследия // Богословские труды. – М., 1977. Сб. 17. С. 205.

[2] Ключевский В.О. Православие в России. – М., 2000. С. 316.

[3] Домострой. – М., 2007. С. 19-20.


18 января 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».