Троицкий синодик. День памяти митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова, † 2006)


Семья и молодость


Митрополит Симон (в миру – Сергей Михайлович Новиков) родился 5 февраля 1928 года в дер. Жолнино Даниловского района Ярославской области, в верующей крестьянской семье. Кроме Сергея у родителей было еще двое детей: дочь Нина (затем монахиня Нонна) и сын Александр. Вскоре семейство переехало в местечко Кишаново. Несмотря на то, что отец семейства Михаил Гаврилович был председателем колхоза и жизнь Новиковых была на виду у односельчан, их быт был пронизан христианским духом: все работали на земле, по праздникам ходили в храм, дети с самого раннего возраста соблюдали посты, знали много молитв. Каждый день начинался с молитвы, к которой приучала детей мама – Анна Дмитриевна. Строгость и любовь, мудрость и простота органично соединились в родителях будущего владыки.

Сережа с детства посещал расположенный в двух километрах от их дома храм Воскресения Словущего, верил и молился так истово, что сверстники прозвали мальчика «монахом». В школьные годы Сергей вместе с сестрой Ниной пел на клиросе в местной церкви. В 1942 году он окончил 10 классов средней школы в селе Вятское Некрасовского района. В 1947 году - Ярославский химико-механический техникум. Работал электротехником, помощником начальника электроцеха на заводе резино-технических изделий в Ярославле.

Духовное образование


Продолжая посещать храм, Сергей Новиков познакомился с иеромонахом (будущим архимандритом) Авелем (Македоновым), иеромонахом (будущим митрополитом) Никодимом (Ротовым), а затем и с архиепископом Ярославским и Ростовским Димитрием (Градусовым), который рекомендовал его для поступления в семинарию. По воспоминаниям современников, когда Сергей стал собирать документы для поступления, это оказалось делом весьма нелегким. Над его верой в Бога давно уже издевались, высмеивали в газетах, пытались отвлечь, втянув в веселую компанию и пробуя приучить к алкоголю… Но он оставался непреклонен и тверд в своей вере в Господа Бога. Узнав о его намерении стать священником, начальство завода, на котором работал Новиков, всполошилось. Его уговаривали остаться на заводе, обещали повышение по службе, высокую зарплату, квартиру, но все тщетно…

В 1955 году он окончил Московскую духовную семинарию, а в 1959 году – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

Монах, преподаватель, архиерей


28 декабря 1958 года был пострижен в монашество с именем Симон – в честь преподобного Симона Радонежского, ученика преподобного Сергия.

18 января 1959 года рукоположен во иеродиакона.

12 апреля 1959 года возведен в сан иеромонаха.

С 1959 года – преподаватель Московской духовной семинарии, затем Московской духовной академии.

2 января 1964 года возведен в сан архимандрита.

С 1964 – доцент по кафедре византологии Московской духовной академии.

В 1964-1965 годы – настоятель Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в селе Лукино Московской области.

В 1965-1972 годы – инспектор Московских духовных академии и семинарии.

11 октября 1972 определен епископом Рязанским и Касимовским. Хиротония была совершена 14 октября в Покровском храме Московской духовной академии. Ее возглавил митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер).

7 сентября 1978 года возведен в сан архиепископа.

25 февраля 2000 года возведен в сан митрополита.

7 мая 2003 года постановлением Священного Синода в связи с исполнившимся 75-летием почислен на покой с пребыванием в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии.

Скончался владыка рано утром 1 сентября 2006 года на 79-м году жизни.

Митрополит Симон был награжден орденами Дружбы (1995) и Почета (2000). С 2001 был почетным гражданином города Рязань.

Деятельность и личные качества


В некрологе владыке Симону говорится: «Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение Богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием. Самоотверженное архипастырское служение митрополита Симона, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку, энциклопедические знания привлекали к нему множество людей».

Поистине митрополита Симона можно назвать богословом, так как он, собирая теоретические знания богословской науки, соединял свое образование с практическим возрастанием в духовной жизни. Постигая глубины учения о Боге, владыка Симон стремился к нравственной чистоте, следуя евангельскому слову: «блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Когда владыку перевели в Рязанскую епархию, он тайно по ночам (чтобы люди не видели, кому он исповедуется) ездил на исповедь к протоиерею Василию Логинову в село Стружаны, постоянно испытуя свою совесть как истинный монах.

Из воспоминаний диакона Никольского храма в городе Рыбное Рязанской епархии: «Когда владыка Симон узнал о моем желании стать диаконом, то он пригласил меня к себе и познакомился со мной поближе. Узнав, что я художник, говорил со мной об искусстве, рассказывая о художниках и их работах такие уникальные факты, которые я не знал. Владыка любил поэзию, хорошо знал историю искусств. Он сам лично преподавал мне азы диаконского служения».

За тридцать лет мудрого архипастырства владыки Симона число приходов Рязанской епархии увеличилось в четыре раза. Были открыты восемь монастырей (четыре мужских и четыре женских), основаны Рязанское духовное училище (1990 г.), где владыка преподавал литургику, и православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского (1995 г.). На факультете русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С.А. Есенина было создано отделение теологии. Владыка являлся главным редактором «Рязанского церковного вестника». В течение почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвовал в ее заседаниях в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Республике Корея и других странах, выступал с докладами.

Владыка Симон особенно почитал святителя Василия Рязанского. Автор богословских и церковно-исторических трудов, в том числе посвященных святому князю Роману Рязанскому, епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому). В 1988 году он опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче, в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический деятель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы. Считал великого князя Олега патриотом Руси и защитником интересов Рязанской земли, поддерживал народное почитание князя в епархии. Предлагал канонизировать князя Олега, но получил отказ Священного Синода. Уделял особое внимание возрождению Богородице-Рождественского монастыря в Солотче, основанного князем Олегом, в котором похоронены сам князь и его жена Евпраксия.

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии им. свт. Игнатия (Брянчанинова). При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

15 февраля 2007 в Николо-Бабаевском монастыре был открыт музей, посвященный памяти митрополита Симона. Он расположен в его монастырской келье. Среди экспонатов – церковное облачение митрополита, его церковные и светские награды, редкие фотографии, рукописи владыки.

Также имя митрополита Симона носит музей истории Рязанской епархии 2-й половины ХХ века (торжественное открытие состоялось 10 декабря 2014 г.). Музей расположен в бывшем здании Рязанского епархиального управления, в котором с 1972 по 2003 гг. владыка Симон проживал и трудился в качестве управляющего Рязанской епархией. В экспозиции музея представлены богослужебное облачение и награды архипастыря.

Он был чужд излишнего витийства и красноречия, но порой в его кратких и простых словах отражалось истинное богословие – плод аскетической жизни, ищущей утешения в Боге, могущем укрепить его сердце в подвиге сострадания пастве.

Упокой, Господи, душу раба Твоего, приснопоминаемого митрополита Симона, и сотвори ему вечную память.

Труды:


· Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета (кандидатская диссертация).

· Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы. // Журнал Московской Патриархии. 1968, № 2. С. 59-63.

· Профессор Московской духовной академии М.Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию. // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 4. С. 75-80.

· Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец // Журнал Московской Патриархии. 1979, № 12. С. 64-69.

· Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский († 27 апреля 1731) // Журнал Московской Патриархии. 1984, № 2. С. 10.

· Олег Иванович, великий князь Рязанский // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 1.

· Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 4.

· Прославление Живоначальной Троицы // Журнал Московской Патриархии. 1993. № 6.

· Труды, Послания, Слова и Речи. – Рязань, 1998.

· О богослужении, таинствах и обрядах в Эфиопской Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1974, № 4. С. 59-67.

· В честь 550-летия со дня прославления прп. Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 9. С. 42.

· Речь при наречении во епископа Рязанского 13 октября 1972 года // Журнал Московской Патриархии. 1972, № 12. С. 7-8.

· Во вторую Неделю святого Великого поста // Журнал Московской Патриархии. 1981, № 3. С. 39.

· Слово на Успение Пресвятой Богородицы // Журнал Московской Патриархии. 1981, № 8. С. 45.

· В Неделю о самарянине // Журнал Московской Патриархии. 1982, № 5. С. 35.

· О милосердном самарянине // Журнал Московской Патриархии. 1982, № 12. С. 82.

· В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла // Журнал Московской Патриархии. 1983, № 7. С. 20.

· Воспеваю благодать Твою, Владычице: Проповеди, произнесенные в рязанских храмах на Богородичные праздники. – Рязань, 2004.

Литература:

Евсин И.В. Митрополит Симон (Новиков). Жизнеописание, воспоминания. – Рязань: Зерна, 2008. http://www.stsl.ru/lib/mitropolit-simon-novikov-zhizneopisanie-vospominaniya/

Савва (Михеев), иеромонах. Старец-архиерей // Журнал "Русский инок". – М.: Самшит-издат, 2008. http://old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=685

Митрополит Симон (Новиков). Некролог. // Журнал Московской Патриархии. 2007, № 1. http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/07/01-07/08.htm

Ссылки:

Отошел ко Господу митрополит Симон (Новиков), бывший Рязанский и Касимовский http://www.sedmitza.ru/text/352049.html

Симон (Новиков) (1928-2006), митрополит б. Рязанский и Касимовский http://drevo-info.ru/articles/2307.html

Город Рязань / Почетные граждане / Митрополит Рязанский и Касимовский Симон http://admrzn.ru/gorod-ryazan/pochetnye-grazhdane/:5832

Митрополит Рязанский и Касимовский Симон (Новиков Сергей Михайлович) / Галерея Почетных граждан Рязани http://rgdrzn.ru/pages/show/honor/honor_detail/49

Мелетия (Панкова), мон. Митрополит Симон (Новиков) http://ryazeparh.ru/index.php/eparh/i-pamyat-ikh-v-rod-i-rod/1109-mitropolit-simon-novikov

Митрополит Симон (Новиков) http://babayki.orthodoxy.ru/mitropolit-simon-novikov.html

В Николо-Бабаевском монастыре открылся дом-музей митрополита Симона (Новикова) http://www.sedmitza.ru/text/361385.html



1 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».