Троицкий синодик. День памяти архимандрита Наума (Байбородина, † 2017)​

Троицкий синодик. День памяти архимандрита Наума (Байбородина, † 2017)​

13 октября – день памяти постриженника и многолетнего насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архим. Наума (Байбородина, † 2017), известного по всей России старца и духовника. Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги прот. Михаила Малеева «Старцы XX столетия. Подвижники веры и благочестия», изданной еще при жизни о. Наума.

«Люди, которым хоть раз посчастливилось встретиться со старцем, замечали, что порою после встречи трудно вспомнить какую-то мысль или слово его назидания, но и при этом всегда от общения с ним приходит в душу внутренняя ясность, становится яснее, как надо жить. Мало того, при этом в глубине души рождается спокойная решимость и обретаются духовные силы жить именно так и в том духе кротости, любви и терпения, каким повеяло в душе от общения со старцем. А это уже не только духовное руководство, а таинство, которым Бог наделил своих избранников.

Ярким примером такого именно духовного отца для приходящих к нему был на протяжении уходящего века архим. Наум (Байбородин), член Духовного Совета Троице-Сергиевой Лавры, один из известных и почитаемых духовников Церкви. Господь подает ему силы для духовного окормления своих чад. Старец принимает в Лавре с 06.30 до часу дня. Со стороны бокового, не туристического, входа для него построен специальный деревянный домик. Однако, войти в него просто так не получится. Кто приходит со смирением и верой, что Бог молитвами и советами старца поможет им в делах, тех принимают быстрее и говорят полезное для них. А кто без страха Божия и без веры приходит, а просто, ради любопытства или празднословия, тех совсем не принимают. Таким о. Наум говорит: "Я ничего не знаю, я грешный и больной человек, как и все. Что я, прозорливый какой что ли?" Однажды среди беседы о нравах людей батюшка сказал и даже указал: "Вот этих людей нельзя трогать – они по гордости не вынесут ни замечания, ни выговора. А других по их смирению можно".

Много положил трудов о. Наум на воспитание паствы. Говорят, что добрая половина его духовных чад живет высокодуховной жизнью, как бы войдя в негласный монастырь в миру. С помощью своих духовных детей архим. Наум опекает обширную сеть общин и монастырей, которые считают старца своим духовником. Батюшка регулярно выезжает в некоторые епархии. Он благословляет съездить пожить и потрудиться во многие монастыри России ради их восстановления. Так, например, на родине о. Наума, в дер. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской епархии возникла целая монашеская община. Сюда старец часто отправлял множество обездоленных ребят, потерявших себя в жестоком мире. Неоднократно помогал о. Наум монастырю, организуя для строительства посылку стройматериалов и других необходимых вещей.

Под руководством о. Наума в тихой и мирной пристани для немощных душ человеческих возрастают духовно его ученики, впитывая любовь, мудрость и смирение своего духовного наставника. Около келии, где принимает о. Наум, всегда толпится народ. Иногда старец пробирает одного кого-нибудь при всех, чтобы вразумить тех, которым нельзя по духовной немощи сказать о проступках и недостатках прямо. Таких он сам не укоряет и не обличает и другим не велит, но ждет, терпит и молится, пока человек сам не осознает свой грех и не обратится к покаянию.


При общении с батюшкой наглядно ясно становится без лишних слов: душа живет вечно, со смертью наша жизнь не кончается, душа не есть что-то неясное, а это весь человек, истинный, внутренний. Все, кто слушает о. Наума, обычно удивляются простоте и понятности того, о чем он обычно назидает, а говорит он о сложном простым, доступным языком как о чем-то обычном, всем давно известном.

Вокруг батюшки обычно кипит огромная хозяйственная деятельность. Но в то же время он большой духовный труженик. Собирает людей, знакомит, дает им задания, вяжет незримые благодатные узелки. Более сильных духом смиряет при всех, избавляя их от тщеславия и гордости духовной. Те, кто понимает это, радуются такой чистке и тут же просят прощения и молитв об исправлении. Бывают случаи, когда батюшка заставляет старших просить прощения у младших, обиженных смиряет, а обидчиков защищает. В этом скрывается духовная мудрость и прозорливость. Опытные в духовном делании понимали это и не обижались. "К каждому нужен свой подход. Что одному можно сказать на пользу, то другому может быть во вред". Часто говорил: "Терпите друг друга немощи и недостатки – в этом спасение". Часто на вопрос «как жить?» отвечал словами Оптинского старца Амвросия: "Жить не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать – и всем мое почтение".

Дело спасения есть искусство искусств и наука наук – как же можно обойтись тут без учителя? Само установление старческого окормления имеет основание и пример Христа Спасителя, Который первый Своею земною жизнью так ясно доказал необходимость послушания. На это указывает и ап. Павел, говоря, что "Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти" (Фил. 2, 8). Следовательно, тот, кто свою волю подчиняет воле духовного наставника, подражает Христу».

Источник: Малеев М., прот. Старцы XX столетия. Подвижники веры и благочестия. Рассказы и биогр. справки. – М.: Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве, 2005.

Историческая справка

Архимандрит Наум (в миру – Николай Александрович Байбородин) родился 19 декабря 1927 г., в праздник свт. Николая Чудотворца, в с. Мало-Ирменка Ордынского района Новосибирской обл. в семье крестьян Александра Ефимовича и Пелагеи Максимовны Байбородиных. 25 декабря того же года, был крещен в Сергиевском храме родного села. Вскоре родители переехали в г. Советская Гавань Приморского края, где мальчик посещал школу. В связи с начавшимися военными действиями в стране Николай, закончив 9-й класс, вынужден был прервать учебу.

В октябре 1944 г. Байбородин был призван в ряды Советской Армии. Проходил срочную службу в авиатехнических частях: сначала в авиационной радиотехнической школе г. Фрунзе, затем переведен в г. Ригу (Латвия), служил в воинских частях № 49722 (г. Калининград) и № 53972 (г. Шяуляй), обеспечивал техобслуживание аэродромов. Участвовал в войне с фашистской Германией и Японией. Впоследствии был награжден медалью «За победу над Германией» и медалью «30 лет Советской Армии». В ноябре 1952 г. демобилизовался в звании старшего сержанта. По окончании службы перед демобилизацией Николай Байбородин был награжден памятной фотографией у знамени части, что являлось высоким поощрением военнослужащего. Вернувшись домой, он закончил прерванное обучение, обучаясь в 1952–1953 гг. в вечерней средней школе № 26 ст. Пишпек (г. Фрунзе) Туркестано-Сибирской железной дороги Киргизской ССР, и в том же году поступил на физико-математический факультет Киргизского государственного университета (сейчас – КГТУ им. И. Раззакова).

В 1957 г. поступил в МДС. 14 октября того же года Николай Александрович был принят послушником в Троице-Сергиеву Лавру. 14 августа 1958 г. в Троицком соборе Лавры наместник архим. Пимен (Хмелевский) совершил постриг посл. Николая в монашество с именем Наум в честь прп. Наума Троицкого, ученика прп. Сергия (память – 19 июля). Спустя два месяца, 8 октября того же года в Сергиевской церкви Лавры (Трапезном храме) митр. Новосибирским и Барнаульским Нестором (Анисимовым) мон. Наум (Байбородин) был хиротонисан во иеродиакона. 8 октября 1959 г. в Успенском соборе Лавры митр. Одесский и Херсонский Борис (Вик) рукоположил иерод. Наума в сан иеромонаха. В 1960 г. о. Наум успешно окончил семинарию по первому разряду. 25 апреля 1970 г. ректором МДАиС архиеп. Дмитровским Филаретом иером. Наум был возведен во игумены, а в 1979 г. – в сан архимандрита.

Отец Наум был преданным и самоотверженным служителем Церкви, все свои силы отдававшим трудам во славу Божию. В течение многих десятилетий он ежедневно после братского молебна принимал богомольцев для исповеди и духовного наставления. Поток народа к батюшке не иссякал: люди приезжали к нему со всех краев России и других стран, и отец Наум, не щадя себя, принимал их, преодолевая недуги и болезни. По самым сложным вопросам батюшка находил слово назидания и утешения в святоотеческом духе. Его неустанное молитвенное делание и ревность к служению являлись высоким примером для монастырской братии.



13 октября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».