Троицкий синодик. Архимандрит Феодор (Андрющенко)

Отец Феодор (в миру – Борис Данилович Андрющенко) родился 9 июля 1929 (1928 ?) года на Украине, в селе Стецковка Сумской области. Родители его, Даниил и Зинаида, были крестьянами. Оба родителя были верующими и воспитанными в христианских традициях людьми. В стране было голодное время. Семью Андрющенко тоже постигло испытание – младенцы Иоанн и Нина умерли вскоре после своего появления на свет. Затем родился сын Леонид. Рождение же Бориса пришлось на церковную память Тихвинской иконы Божьей Матери. Утром его благочестивая мать, Зинаида, сходила к обедне в храм и приступила ко Святой Чаше, а вечером того же дня родила сына.


Архимандрит Николай (Самсонов), архимандрит Феодор (Андрющенко)
и архимандрит Наум (Байбородин)

Позже батюшка часто вспоминал свое чудесное рождение в богородичный праздник и всегда радостно добавлял, что впервые причастился в день своего рождения. Благочестивая родительница и сына своего стремилась воспитать православным. Его отрочество пришлось на годы Великой Отечественной войны, которую он очень ясно помнил и о которой часто рассказывал. Во время войны батюшка с мамой и братом оставались на Украине, на оккупированной территории. Вместе с другими местными жителями они не раз были свидетелями нечеловеческой жестокости фашистов. Поэтому, как вспоминал о. Феодор, у людей была великая радость, когда немцев погнали назад.


После войны будущий лаврский насельник поступил в Московскую духовную семинарию, которая с 1946 года располагалась сначала в Новодевичьем монастыре, а через год была переведена во вновь открытую Троице-Сергиеву Лавру. Учился он на одном курсе с будущими великими лаврскими старцами – о. Кириллом (Павловым) и о. Тихоном (Агриковым). Спустя 8 лет, окончивший полный курс семинарии и академии Борис Андрющенко был пострижен в монашество наместником Лавры архимандритом Иоанном (Разумовым), а вскоре рукоположен сначала во иеродиакона, а затем – в сан иеромонаха. 

В 1954 году о. Феодор написал курсовое сочинение «Епископ Феофан (Вышенский) как пастырь-душепопечитель». А за работу, посвященную пастырскому служению того же свт. Феофана, написанную еще до прославления подвижника в лике святых, он получил степень кандидата богословия. Святитель все время оставался одним из самых почитаемых батюшкой святых. Предположительно в 1960-х гг. иеромонах Феодор был возведен в сан архимандрита.

В Лавре о. Феодор духовно возрастал под руководством строгого старца архимандрита Петра (Семеновых), затем духовным отцом и другом священноинока стал его старший сокурсник архимандрит Тихон (Агриков), с которым они были очень близки духовно. В конце 1970-х – начале 1980-х годов батюшка окормлялся у замечательного русского старца и исповедника архимандрита Серафима (Тяпочкина).


Также особенно почитал батюшка митрополита Сурожского Антония (Блума), считая его своим духовным наставником и великим богословом не только для России, но и для всего мира. Все это духовное ученичество при содействии благодати Божией сделало о. Феодора подлинным старцем, видящим душу человека, ее страсти и умеющим ее врачевать словом и молитвой.

Один из самых значимых этапов служения старца связан с его деятельностью на приходе в честь равноап. Марии Магдалины в пос. Лоза недалеко от Сергиева Посада. Батюшку назначили сюда на богослужебное и духовническое послушание в самом начале 1990-х. Этот приход в дальнейшем стал духовным пристанищем для ищущих мудрого пастырского руководства. Безусловно, архимандрит Феодор, к тому времени прослуживший в священном сане порядка 40 лет, был таким человеком. Его путь к Богу уже прошел различные испытания, известные только самому старцу и Господу.

Духовная опытность, которая рождается, по словам апостола Павла, от глубокой и действенной веры, и способность наставничества во Христе уже были очевидными чертами облика батюшки. Умение прозревать вглубь души и видеть ее подлинные нужды и возможности – особый дар Божий, который ниспосылается человеку, прежде всего, за смирение. Несомненно, этой добродетелью в полной мере обладал о. Феодор.

72725.jpg
Пос. Лоза. Пасхальная седмица, 1990-е гг.

В келью старца приходили очень разные люди: от простецов до высоких начальников, ученых и архиереев. И для каждого о. Феодор находил слово мудрости и утешения, слово любви. Он был поистине добрым и смиренным пастырем, словом и делом любящим приходящих к нему за советом и жертвенно полагающим за них свою жизнь.

На протяжении нескольких последних лет батюшка страдал болезнью ног, отчего ему было тяжело передвигаться. Но в целом старец держался довольно крепко. Резкое ухудшение его здоровья произошло только за несколько дней до смерти. Он слег, перестал есть и пить, сильно похудел и так, в болезни и молчании, скоропостижно перешел в вечность 18 июня 2012 года.

Отпевание батюшки происходило при большом стечении народа, основная часть которого – его духовные чада из Украины, Сибири, Москвы и Подмосковья. Присутствовали также братия Лавры и некоторые студенты семинарии и академии. Отпевание совершали наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) и епископ Серафим (Зализницкий), в схиме Сергий. Погребли о. Феодора на монастырском братском кладбище близ храма Спаса Нерукотворного в селе Деулино.

Источник: Дамаскин (Лесников), иером. Светлый старец. «Человек выходил из его кельи счастливым…»: жизнеописание архим. Феодора (Андрющенко). Екатеринбург: Издательские решения, 2015.


18 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».