Троицкий синодик. Архимандрит Иннокентий (Просвирнин, † 1994)

12 июля 2020 года исполнилось 26 лет со дня преставления насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Иннокентия (Просвирнина), одного из ярких представителей современного ученого монашества, видного церковного и общественного деятеля, библиографа, археографа и краеведа.

Отец Иннокентий (в миру – Анатолий Иванович Просвирнин) родился 5 мая 1940 года в г. Омске в верующей православной семье. С 10-тилетнего возраста он начал прислуживать в Омском кафедральном соборе – был алтарником, а затем иподиаконом. В 1958 году поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Через год после поступления Анатолий был призван в армию, служил в зенитных войсках в Азербайджане. После армии он вернулся в семинарию и закончил ее в 1964 году.

Научные интересы Анатолия окончательно сложились во время его учебы в академии в 1964-1968 годах. Монашество, старчество, миссионерство, богослужение и книжность – вот те темы, которые занимали его молодой ум. Свою первую научную работу он посвятил Оптиной Введенской пустыни и был удостоен за нее степени кандидата богословия. Будучи преподавателем истории Русской Православной Церкви в Московских духовных школах Анатолий Иванович Просвирнин в своей богословской деятельности был ярким последователем известных историков и богословов: В. О. Ключевского, митрополита Московского Макария (Булгакова), архиепископа Харьковского Филарета (Гумилевского), руководствуясь идеей агиографического изложения церковной истории: история Церкви – это история ее святости, это история ее святых.

В 1963 году Председатель Издательского отдела Московского Патриархата епископ Волоколамский Питирим пригласил Анатолия Ивановича работать в редакцию «Журнала Московской Патриархии». Этой деятельности он отдал 30 лет. 4 февраля 1970 года Анатолий Просвирнин был рукоположен в сан диакона, а 22 февраля того же года – во пресвитера. В конце 1975 года, будучи уже протоиереем, был введен в состав редколлегии ежегодного сборника «Богословские труды», а в начале 1977 года назначен заместителем главного редактора по научной работе.

22 декабря 1977 года отец Анатолий был пострижен в Троице-Сергиевой Лавре в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Московского Иннокентия (+1879). В 1978 году монах Иннокентий был возведен в сан игумена, в 1981-м удостоен сана архимандрита. Помимо «Журнала Московской Патриархии» и «Богословских трудов», он участвовал в работе над изданием Библии (1969 г.) и Нового Завета (1976 г.). Значителен вклад отца Иннокентия в многотомное издание «Настольная книга священнослужителя», прежде всего II и III томов, содержащих Месяцеслов - жития святых Православной Церкви. Также он входил в рабочую группу по подготовке к изданию богослужебных Миней, издание которых было приурочено к празднованию 1000-летию Крещения Руси. В состав Миней были включены службы новопрославленным русским святым. Работа над другим не менее важным проектом – изданием 10-титомной «Иллюстрированной Русской Библии» с миниатюрами, взятыми из Библейских Книг русской рукописной традиции с Х по XX век, продолжалась 20 лет. При жизни отца Иннокентия свет увидели только два тома – VII и VIII, включающие в себя все Книги Нового Завета. Значительной была доля участия отца Иннокентия в совместном с издательством «Аврора» издании с соответствующим научным сопровождением «Евангелия Апракоса» – «Остромирова Евангелия» и в издании более позднего «Евангелия Апракоса» – «Мстиславова Евангелия».

Кроме того, отец Иннокентий активно участвовал в деятельности фондов, комитетов, комиссий, в частности, был членом Археографической комиссии Академии наук СССР (ныне Российская Академия наук). Его постоянно приглашали на различные отечественные и зарубежные конференции и симпозиумы. За заслуги перед Церковью архимандрит Иннокентий был удостоен Священноначалием высоких наград - орденов святого князя Владимира и преподобного Сергия Радонежского II степени.

Архимандрит Иннокентий всегда был полон творческих планов; к сожалению, многие из них остались не реализованными. Так, не удалось завершить и издать книгу-альбом «Афон» (совместную работу Академии наук и Издательского отдела), «Месяцеслов» архиепископа Казанского и Свияжского Димитрия (Самбикина; †1908), труды митрополита Московского Иннокентия, книгу о вкладе Русской Православной Церкви в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне. Не успел он издать деяния и труды Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов: первые два тома из намеченной серии изданы Новоспасским монастырем уже после смерти батюшки. Он возглавлял работу группы ученых-архивистов над многотомной серией под общим названием «История Русской Православной Церкви в документах региональных архивов России» (аннотированный справочник-указатель). При его жизни вышел из печати только 1-й том этого ценнейшего для историка труда (издание Новоспасского монастыря). Некоторое время – два года – отец Иннокентий состоял в братстве Успенского ставропигиального монастыря преподобного Иосифа Волоцкого и занимался там хозяйственными и реставрационно-восстановительными работами. Там же он создал научный центр «Музей Библии», при котором продолжал активно заниматься издательской деятельностью. Плодом его миссионерского и просветительского служения стало «Международное Волоколамское краеведческое общество», основанное им на базе Иосифо-Волоколамского монастыря. Ежегодно, начиная с 1990 года, в день памяти преподобного Иосифа он проводил научно-богословские конференции, посвященные истории Церкви и русской культуры.

Глубина личности отца Иннокентия особенно раскрылась в последний год его жизни, после трагедии, которая произошла с ним в Иосифо-Волоколамском монастыре. В ночь на 1 апреля 1993 года в настоятельском корпусе на него напали двое уголовников и, требуя выдать им несуществующие «ценности», жестоко избили и, связав, бросили истекающего кровью. Неимоверными усилиями отцу Иннокентию удалось освободиться, однако путь к единственной двери был отрезан грабителями. Не думая о себе, беспокоясь лишь о сохранности церковных реликвий, он выпрыгнул в со второго этажа на бетонную отмостку. Тяжелая травма позвоночника, перелом ноги, бесчисленные раны на теле надолго приковали отца Иннокентия к постели.

Кипучая деятельность и различные жизненные испытания ослабили жизненные силы отца Иннокентия. Незадолго до кончины Господь сподобил его особой милости: совершить паломничество на Кипр, Святую Землю, а также побывать на священной горе Синай, у мощей великомученицы Екатерины.

Свое последнее упокоение архимандрит Иннокентий нашел в Новоспасском ставропигиальном монастыре, в келье епископа Порфирия (Успенского; †1885), которого считал своим духовным наставником. Отец Иннокентий скончался от острого сердечного приступа 12 июля 1994 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Его отпевание было совершено первым наместником Новоспасского монастыря архимандритом Алексием (Фроловым) 14 июля 1994 года. Одним из первых проститься с почившим к началу Божественной литургии в Новоспасскую обитель прибыл ее Священноахимандрит – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексия II. Отец Иннокентий был погребен напротив алтарной апсиды Спасского собора. После него остались не только научные и богословские труды, осталась добрая память о нем во многих человеческих сердцах.


12 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».