Троицкий патерик. Преподобный Василий Сухой, ученик преподобного Сергия

Со времени поселения юного подвижника Варфоломея в глухом лесу прошло не больше двух-трех лет, как о нем прослышали в окружающих селениях.

«Одни, – пишет Пахомий Логофет, – говорили о его строгом воздержании, трудолюбии и других подвигах; другие удивлялись его простоте и незлобию; иные рассказывали о его власти над духами злыми; а некоторые благоговели пред его дивным смирением и чистотою душевною».

Один за другим стали приходить к нему жители окрестных мест сначала ради душеполезной беседы и совета духовного, в чем любвеобильный пустынник им не отказывал, а потом нашлись желающие и жить близ него. Иногда приходили по два, по три человека и, припадая к стопам его, умоляли, чтобы позволил им поселиться тут.

Жаль было пустыннику расставаться со своим уединением. Он опасался, что суровая жизнь отпугнет его сподвижников, вызовет у них ропот и побудит их уйти из пустыни. Сначала он не соглашался принимать пришельцев.

«Можете ли терпеть скудость этого места? – спрашивал пустынник. – Вас ждут здесь и голод, и жажда».

«Все готовы мы понести, честный отче, – отвечали пришельцы, – все понесем при помощи Божией за твои святые молитвы; только об одном просим: не удаляй нас от себя, не гони прочь от этого святого места».

Тронули они доброе сердце подвижника: видя их благое произволение, крепкую веру в помощь Божию и памятуя слова Спасителя: «Грядущего ко Мне не изжену вон» (Ин. 6, 37), он решил принять их.

«Желал я, братия мои, – говорил преподобный Сергий, – один скончать в пустыне свою одинокую жизнь, но Господь сказал: «Идеже же бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» (Мф. 18, 20), и Давид поет в псалмах: «Се, что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1). Посему и я, грешный, не хочу идти против воли Господа, Которому угодно устроить здесь обитель».

И стали пришельцы строить себе хижины около уединенной келии преподобного и с любовью начали учиться у него пустынным подвигам. Около Сергия вначале собрались двенадцать братий; и это число долгое время оставалось неизменным; когда убывал один, на его место приходил другой, так что некоторые задавались вопросом: не по числу ли двенадцати апостолов само собою сохраняется число его учеников?

Первым к преподобному пришел с верховьев реки Дубны Василий по прозвищу Сухой, названный так, быть может, за свое строгое постничество. Он был уже в преклонных летах. Недолго пожив с преподобным, Василий Сухой отошел к Господу. Время его прославления неизвестно. Стихира на стиховне службы Собору Радонежских святых воспевает «первенца пришельца Василия Сухаго». Преподобный Василий изображен на иконе XIX века «Собор Радонежских святых», помещенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры, а также на фреске в Трапезной церкви монастыря.

Источник: Троицкий патерик. – СТСЛ, 2015.


14 января 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».