Троицкий патерик. Обретение мощей преподобного Максима Грека

4 июля – день обретения мощей преподобного Максима Грека

Преподобный Максим Грек (в миру, как предполагают некоторые исследователи, Михаил Триволис) родился около 1480 года в благочестивой семье богатого греческого сановника в городе Арта (Албания). Отец дал ему блестящее домашнее образование. Примерно в 1507 году он принял постриг с именем Максим в Ватопедском монастыре. Молодой инок надеялся, что пробудет на Святой Горе до конца своих дней. Но Господь судил иначе — на Афоне он прожил около десяти лет. Великий князь Московский Василий III Иоаннович, желая разобраться в греческих рукописях и книгах, принадлежавших его матери, Софии Палеолог, обратился к Константинопольскому Патриарху с просьбой прислать к нему ученого грека. Выбор Патриарха пал на Максима, и в 1518 году он прибыл в Москву. Великий князь принял его с радушием, обласкал вниманием и покровительством, назначил ему пребывание в Чудовом монастыре. Средства на содержание гость получал от великокняжеского двора. Особое внимание оказывал преподобному Максиму и митрополит Московский Варлаам.

Знакомство с великокняжеским книгохранилищем привело ученого инока в восторг. Великий князь, по совещании с митрополитом и боярами, предложил Максиму заняться переводом Толковой Псалтири. Позже ему было поручено заняться пересмотром и исправлением богослужебных книг. По ревности своей Максим резко высказывался об ошибках, которые находил в старинных текстах. Многим это пришлось не по душе. Недовольство вызывало и то, что Максим не мирился с отступлениями от нравственных принципов в среде власть имущих. Его протест против намерения великого князя развестись с супругой был использован врагами преподобного для расправы с ним. Без всяких на то оснований Максим Грек был объявлен еретиком за то, что якобы умышленно искажал суть Священного Писания при переводе. Он был осужден и шесть лет находился в заключении в душной темнице Иосифо-Волоцкого монастыря. Ему было запрещено не только видеться с кем-либо из посторонних, но даже ходить в церковь. Как «нераскаянный грешник», он был отлучен от приобщения Святых Таин. Затем его перевели в тверской Отроч монастырь под наблюдение епархиального архиерея. Однажды в темнице преподобному Максиму явился ангел Божий со словами: «Терпи, старец, этими временными страданиями ты избавишься от вечных мучений». Исполненный духовной радости, узник воспел канон Святому Духу Утешителю, который он записал углем на стенах своей келии. Этот канон был принят для церковного употребления и в некоторых обителях читается в день Сошествия Святого Духа.

В историю Церкви преподобный Максим вошел как человек огромных познаний и высокой духовной жизни. Он с великим смирением нес крест неправедного осуждения, продолжая трудиться и в заточении. Во время пребывания в Отрочем монастыре святой Максим Грек составил толкования на книгу Бытия, на Псалтирь, на книги пророков, на Евангелие и Апостол.

В 1551 году, после двадцати лет принудительного содержания в Твери, преподобный Максим прибыл в Троицкую обитель. Но жить ему оставалось совсем недолго: 21 января 1556 года преподобный Максим Грек преставился ко Господу. Умирая, он трижды осенил себя крестным знамением. Местом его погребения стал Троицкий монастырь.

В 1591 году по благословению Патриарха Иова мощи преподобного Максима были освидетельствованы. В день обретения мощей у его гроба исцелилось шестнадцать человек. В Сергиевой Лавре бережно хранятся предания о чудесах, связанных с именем святого подвижника. В XVII веке образ преподобного Максима Грека был запечатлен на фресках Успенского собора Троице-Сергиева монастыря, Софийского собора в Вологде, ярославской церкви во имя святого Иоанна Предтечи в Толчкове. Преподобного Максима изображали и на миниатюрах. На иконах его образ писали с нимбом. В конце XVII века имя преподобного Максима было внесено в святцы.

В 1796 году митрополит Платон велел поставить над гробом святого Максима новую раку и каменную палатку, а в 1833 году по благословению архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония (Медведева) над могилой преподобного была воздвигнута часовня, в которой служились панихиды о его упокоении. Своеобразие этих служб заключалось в том, что во время панихид по Максиму Греку пелись тропари святому.

В конце XIX века было издано Житие преподобного Максима Грека, вошедшее составной частью в Троицкий патерик. В 1908 году его Житие вышло отдельным изданием с иконописным изображением святого. Имя Максима Грека было внесено в Афонский патерик. Во всех изданиях Троице-Сергиевой Лавры его именовали преподобным.

На Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году Максим Грек был канонизирован на основании святости его жизни и чудотворений от него и его святых мощей, а также на основании того, что он широко почитается верующим народом как учитель иноческого жития, как святой чудотворец. К моменту общецерковного прославления над могилой не оставалось никаких видимых следов, поэтому были произведены археологические раскопки под руководством археолога С. А. Беляева. Поиски честных мощей преподобного Максима были начаты 24 июня 1996 года после молебна, который совершил духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов). 1 июля Святейшему Патриарху Алексию II был сделан подробный доклад о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека. Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской академии наук произвели 2 июля. При сопоставлении честной главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. На основании заключения антропологов 3 июля 1996 года Святейший Патриарх благословил поднять честные останки. Мощи преподобного Максима были обретены 4 июля 1996 года и торжественно перенесены в Духовскую церковь Троице-Сергиевой Лавры.

Сегодня поклониться святым мощам преподобного Максима Грека можно в Сергиевском Трапезном храме, куда их переместили перед началом масштабных реставрационных работ, проводимых в Духовской церкви.

Память преподобного Максима Грека совершается 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля, в воскресенье перед 26 августа/8 сентября — в Соборе Московских святых, в воскресенье после 29 июня/12 июля — в Соборе Тверских святых, 10/23 июля — в Соборе Ватопедских святых, в Неделю 2-ю Великого поста — в Соборе Лаконийских святых, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице — в Соборе Афонских преподобных, 6/19 июля — в Соборе Радонежских святых.

Основной источник: Собор Радонежских святых: Краткий патерик / Сост. иеромонах Пафнутий (Фокин). Сергиев Посад: СТСЛ, 2021. С. 186–189.


4 июля 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».