Троицкие листки, № 490. Счастье родителей

Троицкие листки, № 490. Счастье родителей

Святое, поистине святое и великое дело — воспитывать детей в страхе Божием. Родители, и все вы, кому ввере­но от Бога воспитание детей! Помните, что детские лета — такое время, когда легче всего направить чело­века или на путь добра, или же, наоборот, на путь зла.

Счастливы вы, если ваши питомцы с раннего возраста встанут на спасительную стезю заповедей Божиих: ваши нелегкие труды вос­питания не пропадут даром. Жизнь святого славного великомуче­ника Христова Димитрия служит прекрасным примером того, как семя благочестия, вложенное в душу отрока, росло и принесло обильный плод. Благочестивые родители великомученика жили в такое время, когда христиане терпели гонение от царей языческих; исповедуя втайне Христову веру, они с благоговением хранили в своем доме, в особой молитвенной горнице, две святые иконы, укра­шенные золотом и драгоценными каменьями. Одна из них изоб­ражала Христа Спасителя, а другая — Его Пречистую и Преблагословенную Матерь. Перед этими святыми иконами родители свя­того Димитрия ежедневно возжигали свечи, воскуряли фимиам и усердно молились Господу и Пресвятой Владычице Богородице. В эту потаенную свою молитвенную храмину привели они однажды малютку сына, показали ему на святые иконы и сказали: "Вот это — изображение Единого истинного Бога, сотворившего небо и зем­лю, а вот это — изображение Пречистой Девы Богородицы". И тут же, в молитвенной горнице, под сенью икон святых, стали они поучать мальчика святой вере христианской. Внимательно слушал святой отрок наставления своих родителей. Благодать Божия кос­нулась его юного сердца, и он, поклонившись святым иконам, с усердием и слезами поцеловал их. Так приступали к святому делу обучения своего дитяти истинам веры святой благочестивые роди­тели великомученика Димитрия. И юный Димитрий радовал сво­их родителей и успехами в учении, и своим добрым поведением. В его чистом детском сердце все сильнее и сильнее разгорался благо­датный огонек любви к Богу, и когда достиг он возраста мужеско­го и был назначен воеводой града Солуня, то запечатлел свою лю­бовь к Богу мученической своей кровью. Таковы были благосло­венные плоды того доброго семени, которое брошено было в детское сердце Димитрия его благочестивыми родителями!

Возлюбленные о Господе братия! И всякое доброе дело долж­но начинать молитвой и Божиим благословением; а такое святое дело, как обучение детей истинам веры святой, нам, христианам православным, и стыдно, и грешно начинать без Божия благосло­вения. Так думали, так делали, так и нам заповедали делать наши предки благочестивые. Они приводили дитя в храм Божий, про­сили священника служить молебен Господу Богу при начале "уче­ния отроком"; служитель алтаря Господня исполнял их желание, окроплял дитя святой водой Богоявленской, благословлял его Кре­стом животворящим и давал ему просфору, из коей вынута части­ца о здравии отрока, начинающего учиться. Так делают и теперь благочестивые родители. Нередко они путешествуют со своими детьми перед началом их учения к святыням Русской земли: кто в Киев, кто в обитель преподобного Сергия, а кто в ближайшую обитель иноческую; здесь они молятся сами, и учат детей своих молиться и просить Божией помощи и Божия благословения на благое учение книжное; здесь же, во святых местах, покупают они святые иконы и книжицу — азбучку на благословение малюткам своим. Так, благословясь, начинают они святое дело обучения де­тей грамоте; начинают с молитвы и продолжают с молитвой. И по вере их бывает им: благословение Божие нисходит на главу их дитяти, и дитя учится успешно, и радует родителей своими успе­хами, своим послушанием и добротой сердечной.

Кто из вас, возлюбленные, не пожелал бы себе такого счастья в своих детях — умных, добрых и послушных? А если желаешь, то что же мешает тебе с колыбели приучать дитя к страху Божию, се­ять в его нежном сердечке святое семечко любви к Отцу Небесно­му? Ты скажешь, может быть, что малютка ничего не понимает — как-де говорить ему о Боге? Ах, брат любезный! Если ты любишь свое дитя христианской любовью, если ты сам любишь всем серд­цем Господа Бога, то эта твоя любовь и научит тебя, как учить дитя страху Божию. Ведь вот малютка узнает же тебя, узнает свою мать и протягивает вам свои ручонки... Поднесите же его к святым ико­нам, какие есть у вас в доме: покажите ему лик Христа Спасителя и Пречистой Его Матери, как показали своему сыну родители вели­комученика Димитрия, — покажите и скажите: "Вот это — образ нашего Спасителя, Господа Иисуса Христа, а вот это — лик Его Пресвятой Матери! Перекрестись, милое дитя, и поцелуй их!" И сами помогите малютке сложить персты для крестного знамения, научи­те его, как следует осенить себя этим спасительным знамением, и сами приложитесь, и дитя приложите к святой иконе. Верьте, дру­га, что Господь незримо благословит вас тогда Своим благослове­нием небесным!

А сколько каждый день встречается случаев для воспитания в дитяти страха Божия! Вот ударили в колокол соседней церкви к службе Божией: перекреститесь сами с молитвой и дитя заставьте то же сделать. Вот садитесь вы за обед — молитесь сами и дитя учи­те тому же. Молитесь неопустительно утром и вечером, и детей при­учайте к тому же. Возжигайте лампады перед святыми иконами, если не можете каждый день, то хотя бы в праздники: пусть дитя испытает своим нежным сердцем то тихое чувство умиления, кото­рое испытываешь ты сам, взирая на лик Спасителя или Богомате­ри, при свете горящей лампады во тьме ночной... Ходите в церковь Божию и детей водите непременно с собой. До семилетнего возра­ста дитя ваше — невинный младенец; Святая Церковь благослов­ляет ему причащаться Животворящей Крови Христовой когда вам угодно, хоть каждый день; пользуйтесь же чаще этим спаситель­ным Таинством во исцеление души и тела вашего малютки, и вну­шайте ему благоговение к этой неизреченной святыне Господней. Встретили священника — просите у него Божия благословения и себе и детям своим. Садится дитя за книжку — пусть прежде помо­лится Господу Богу. А книжки давайте ему Божественные, а не сказ­ки пустые, безполезные. И будет расти ваше дитя под сенью благо­дати Божией, —и пребудет близ него Ангел-хранитель его неотлуч­но, и возрастет оно вам на радость и утешение, ближним на пользу и Господу Богу во славу. Да будет так! Аминь.

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия». - С. 374-376.


8 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».