Троицкие листки, № 42. В чем состоит истинное покаяние

Троицкие листки, № 42. В чем состоит истинное покаяние

Покаяние истинное состоит не только в том, чтобы от­кровенно исповедать (духовному отцу) свои грехи, но и в том, чтобы уже более не возвращаться к ним; и не только не возвращаться к грехам, но и сокрушенным сердцем жалеть о тех, какие были прежде соделаны; и не только жалеть, но и заглаждать их трудами покаяния, и при­том такими трудами, которые не только бы равнялись соделанным нами грехам, но и превосходили оные. Суетно покаяние того, кто хочет кратковременным воздержанием от брашен и одноднев­ным пощением покрыть многократное свое объедение и пьянство! Бесполезно покаяние того, кто думает непродолжительным и ма­лым некиим умерщвлением тела очистить многолетние и тяжкие грехи смертные! 

Неправедно покаяние того, кто надеется немно­гими воздыханиями и несколькими ударами в перси загладить многие неправды свои! Сомнительно прощение грехов того, кто помышляет немногими слезами без трудов и подвигов, свойствен­ных истинному покаянию, омыть свои многие беззакония и нечи­стоты греховные и тем избавиться от мук вечных! Много слез про­лили ниневитяне, и велико было их покаяние: все они, от малого до великого, облеклись во вретище, заповедали пост не только для людей, но и для скота, и обратились к Богу в молитве покая­ния, но и при этом не были вполне уверены в своем спасении от угрожавшей гибели, ибо говорили: «Кто весть, аще раскается и умолен будет Бог, и обратится от гнева ярости Своея, и не погиб­нем» (Иона. 3:9)? И если они после такого покаяния все еще не были уверены в помиловании от Бога и прощении грехов своих, то как же может быть уверен тот, кто думает кратким покаянием и немногими слезами очистить себя от многих и тяжких грехов? Ты, может быть, скажешь: «Ниневитяне были язычники — они не знали, что говорит Писание: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19); «близ Господь сокрушенных сердцем, и сми­ренный духом спасет» (Пс. 33:19), «рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил ecu нечестие сердца моего» (Пс. 31:5). 

А мы, верующие, надеемся, что и малые слезы, соединенные с ис­поведанием грехов, могут испросить у Господа прощение их. На это отвечаю: конечно, могут, но только тем, которые находятся при кончине жития своего, у которых уже не остается времени для оплакивания грехов и для трудов покаянных; таковым Гос­подь являет Свою милость и за одно сердечное сокрушение. При­мер тому — разбойник на кресте. А от здорового человека, име­ющего время на покаяние, Бог требует многих слез, многих тру­дов и подвигов, пока труды покаяния сравняются или, лучше сказать, превзойдут прежде соделанные грехи. О слезах же долж­но еще сказать и вот что: есть люди, которые иногда и умиляются сердцем, и плачут о грехах своих, а грешить все же не перестают. Что пользы в таких слезах, если люди не исправляют своей жиз­ни? Иные и исповедуют грехи свои со слезами, а потом опять воз­вращаются к тем же грехам; какая же им польза от омовения слез­ного, когда они так охотно потом снова погружают себя в преж­нее благо греховное?

Итак, недостаточно одного умиления и кратковременного со­крушения сердечного, без истинного покаяния, а оно состоит в том, чтобы не только сожалеть и плакать о грехах, но и не возвра­щаться более к ним, а за те грехи, которые уже соделаны, понести труды покаяния. Апостол Павел говорит, что Исав покаяния ме­ста не обрете, аще и со слезами поискал его (см.: Евр. 12:17). Почему же слезы сего грешника не были приняты Богом, почему они не очи­стили грехов его? Святой Златоуст отвечает на это так: «Он не нашел места покаянию потому, что сам не показал достойного по­каяния».

Иной, пожалуй, скажет: «Апостол Петр недолго плакал, и получил прощение своего греха; так и мне простятся грехи без продолжительных трудов покаяния, если я хотя один час поплачу пред Господом». Таковому отвечает за меня ученик самого апо­стола Петра, святой Климент. Он говорит, что "святой Петр каждую ночь, заслышав пение петуха, тотчас вспоминал свое отвер­жение от Христа, вставал от ложа своего и повергался на землю, в горьком плече проливая многие слезы. И так делал он в продол­жение всей жизни своей". А церковный историк Никифор присо­вокупляет, что очи святого Апостола от повседневного плача были всегда красны и как бы кровавы. Вот каково было Петрово покая­ние! А ты, надеющийся в один час оплакать все грехи свои, мо­жешь ли так горько плакать, как плакал Петр? Можешь ли каж­дую ночь рыдать так, как рыдал он? В состоянии ли ты понести такие труды и подвиги, какие понес святой Петр ради Господа своего за свое отвержение, даже до распятия головой вниз на кре­сте? Итак, не полагайся на свое малое некое сокрушение сердеч­ное, не уповай на слабый свой труд, на кратковременный подвиг, покажи покаяние пред Господом, соответствующее твоим вели­ким грехам и даже больше их, со многими слезами, и тогда, о грешниче, ожидай от Него милости!

Апостол говорит: «...яко же представисте уды вашя рабы нечистоте и беззаконию в беззаконие: тако ныне представите уды вашя рабы правде во святыню» (Рим. 6:19). А святой Григорий Двоеслов говорит: «Покаяние познается по плодам, а не по корню или листьям. Господь предал проклятию смоковницу, имевшую только листья, но бесплодную; так и одно словесное исповедание грехов Он не приемлет без плода удручения тела (трудом покаяния)». Обратите внимание на сии слова — корень покаяния есть доброе намерение исповедать грехи, ли­стья — это само исповедание грехов Богу пред отцом духовным и обещание исправления, а плоды покаяния — это добродетельная жизнь и труды покаянные. По этим-то плодам и познается истин­ное покаяние. Укрепляй твое намерение доброе, как корень; умно­жай слова исповедания грехов, как листья на дереве; но если ты не принесешь потом плодов, достойных покаяния, если не испра­вишь своей жизни, не загладишь своих грехов противоположны­ми им добродетелями, то ты будешь древом, недостойным благо­словения Божия, мало того, — бойся проклятия!

В Священном Писании мы читаем о двух грешниках, кото­рые оба каялись в своих грехах и исповедали их пред Богом, — это Саул и Давид, но не оба получили прощение от Бога. Гово­рил Саул: «Согреших, яко преступих слово Господне» (1 Цар. 15:24).

Говорил и Давид: «Согретых ко Господу моему» (2 Цар. 12:13). Но Давид получил прощение и спасен, а Саул не удостоился проще­ния и погиб во гневе Господнем. Почему же это? Разве неправед­но судил Господь, когда одного исповедавшегося Ему грешника помиловал, а другого отвергнул? Нет! «Праведен Господь во всех делех Своих» (Пс. 144:13). Виновен в том сам же непрощенный грешник, т. е. Саул: на словах он исповедал грех свой, но не по­казал истинного покаяния и исправления, хотя и имел на это до­вольно времени. А Давид по исповедании греха своего — сколь­ко потрудился в покаянии! Каждую ночь омывал он ложе свое слезами, восставал с полуночи, вкушал пепел, яко хлеб, и питие свое растворял плачем; он изнемогал от поста, изнурял тело свое и смирялся пред Господом во вретище, с головой, посыпанной пеплом, — и ради сих-то трудов покаяния не только получил прощение греха своего, но и стал возлюбленным избранником Божиим. А Саул, который только устами исповедал грех свой и в покаянии не потрудился, остался на веки непрощенным... Итак, никто не надейся очиститься от грехов своих великих одной толь­ко исповедью и кратковременным сердечным сокрушением без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, если, имея время исправить свою жизнь, поленишься это исполнить делом. Лучше будем подражать Давиду, который говорит: «Без­законие мое аз возвещу и попекуся о гресе моем» (Пс. 37:19). Види­те, он не довольствуется одним только исповеданием беззакония своего, но заботится и о том, как бы загладить его, — испове­даю, говорит, грех мой, и потружусь загладить его. Ибо что пользы раскрыть рану, а необходимого пластыря к ней не при­ложить? Какая польза в том, чтобы исповедать грехи, а потом трудов покаяния не понести за них, и не исправить своей жизни?

Из «Лemonucu» святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. ОАО «Молодая гвардия». - С. 413-416.


4 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».