Троицкие листки, № 298. Богослужение накануне праздника Рождества Христова

Троицкие листки, № 298. Богослужение накануне праздника Рождества Христова

Чем более приближается праздник Рождества Христо­ва, тем чаще слышатся в церковных песнопениях до­рогие сердцу христианскому имена Девы Марии и Иосифа, тем чаще Церковь переносит наше воспоми­нание в священный вертеп Вифлеемский, указывает нам на звезду волхвов, призывает поклониться повитому пелена­ми, лежащему в яслях Богомладенцу.

За пять дней до праздника начинается его предпразднство. Службы из Октоиха оставляются, взамен их поются стихиры и каноны предпразднства. "Незаходимое Солнце грядет воссиять из девственного облака и просветить всю подсолнечную, — воспе­вает Церковь, — потщимся встретить Его чистыми очами и чис­тыми деяниями... Бог Слово, носимый на раменах Херувимских, облекшись плотию, грядет родитися от племене Иудова. Готовь­ся, Вифлеем! Откройтесь, врата Едема! Красуйся, дом Давидов — Ефрафа! Вот древо жизни процвело в вертепе от Девы; Ее утроба явилась для нас мысленным раем; вкушая от его насаждения, мы не умрем, подобно Адаму, но живы будем: Христос рождается прежде падший восставить образ!... Радуйтесь, Пророки, Патри­архи, взыграйте, Христос рождается, Царь небес на землю прихо­дит... Дева грядет неизреченно родить в вертепе предвечное Слово, — ликуй, вселенная, услышав о сем, прославляй с Ангелами и пастырями хотящего явиться Отроча младо — Превечного Бога!"

С вечера 20-го числа начинаются на повечериях трипеснцы и каноны, составленные по образу канонов и трипеснцев Страст­ной седмицы; умилительный напев ирмосов возбуждает в душе сладостное чувство ожидания величайшего праздника Рождества Христова, который в церковных месяцесловах именуется также пасхой. Наконец, наступает канун праздника — день, посвящен­ный особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления ве­черней звезды. Литургия в этот день совершается Василия Вели­кого и обыкновенно соединяется с великой вечерней.В этом случае и Царские часы переносятся на пятницу.

Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные Патриархом Иерусалимским Софронием. Эти часы называются Царскими, потому что древние греческие императо­ры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной тожественностью слушать их; потому в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. Все псалмы, пророчества, чтения из Апостола и Евангелия избраны применительно к празднику. Каждый час начинается вдохновен­ными псалмами Богоотца Давида, в которых он, созерцая за мно­го веков пророческим оком грядущее величие своего Божествен­ного Потомка — Христа, воспевает Его славу: Красен добротою паче сынов человеческих; излияся благодать во устнах Твоих... Пре­стол Твой, Боже, в век века, возлюбил ecu правду и возненавидел ecu беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих! Богоотец видит и свою Дщерь Преблагословенную, Деву Марию, и, именуя Ея Царицей, предвозвещает Ее славу во всяком роде и роде (пс. 44); видит и волхвов, с дарами грядущих поклониться новорожденному Царю Царей: царие Фарсийстии и острови дары принесут, царие Аравстии и Сава дары при­ведут, и поклонятся Ему ecu царие земстии, ecu языцы поработа­ют Ему (пс. 71). Он воспевает и Его предвечное рождение от Отца: из чрева прежде денницы родих Тя (пс. 109), и Его будущее славное царство (пс. 71, 109, 110). После псалмов поются умилительные песнопения, в которых Церковь живописует в трогательных чер­тах, как записывалась некогда в Вифлееме со старцем Иосифом Дева Мариам, как настало время рождения Богомладенца и не оказалось нигде для них пристанища; как вертеп заменил для Цар­ственной Матери прекрасные палаты. "Скажи нам, Иосифе, — поет Церковь, — как это произошло, что ты приводишь Деву в Вифлеем непраздною? — Я, отвечает он, рассмотрел тщательно древние пророчества и получил удостоверение от Ангела, что Мария родит Бога неизреченно... Удивлялся Ирод, видя благоче­стие волхвов, и спрашивал о возрасте Младенца, и вот матери лишились детей, и нежный возраст младенческий безжалостно истреблялся; ссыхались сосцы матерние, и удерживались источ­ники их млечные, — лютое было горе тогда!.."

Все чтения из Пророков повторяются потом на вечерне; чтения же из Посланий апостола Павла излагают учение о безначальном, предвечном рождении Сына Божия от Отца, о Его Божественном достоинстве, об усыновлении нас Богу через Господа Иисуса. А Евангельские сказания раскрывают в подробности разные обсто­ятельства Рождества Христова.

На великой вечерне в глубоко-поучительных стихирах на "Господи, воззвах", составленных патриархами Германом и Анато­лием, величественно изображается тайна Рождества Христова: "Приидите, возрадуемся пред Господом, возвещая настоящую тай­ну: средостение вражды разрушилось, пламенное оружие обраща­ется назад, Херувим отступает от древа жизни, и я причащаюсь райской пищи, от которой был изгнан за преслушание, ибо неиз­менный Образ Отца, Образ Его Вечного Существа, приемлет вид раба... Бог истинный, Он остается каким был, и то, чем не был, на Себя приемлет, по человеколюбию создавшись человеком... Свет от Света, Сияние Отца! Ты просветил всю тварь, — всякое дыха­ние славит Тебя! — Что Тебе принесем, Христе, за то, что Ты явил­ся ради нас на земле человеком! Каждая из созданных Тобою тва­рей благодарение Тебе приносит: Ангелы — пение, небеса — звез­ду, волхвы — дары, пастырие — удивление, земля — вертеп, пустыня — ясли, а мы приносим Матерь-Деву!"

Эти стихиры заканчиваются прекрасным песнопением отшель­ницы Кассии, в котором, как на картине, изображается состоя­ние мира во дни Христова Рождества: "Когда Август единовла­ствовал на земле, прекратилось многовластие у людей, а когда Ты вочеловечился от Пречистой Девы, настал конец многобожию идолов; под одним царством всемирным были тогда все грады, и во едино владычество Божества уверовали все народы; повелени­ем Кесаревым была перепись всех людей, а мы вписались в число верных, во имя Тебя, вочеловечившегося Бога нашего: велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!"

После входа начинается ряд паремий, числом до восьми: 1-я паремия указывает в Богомладенце Творца неба и земли (Быт. 1, 1-13); во 2-й Дух Божий вещает устами Валаама о Христе Спаси­теле: возсияет звезда от Иакова и востанет Человек от Израиля (Чис. 24; 5-9. 27; 18); в 3-й слышим предсказание пророка Михея о том, что из Вифлеема изыдет Старейшина, Которого происхож­дение предвечно (Мих. 4; 6, 7. 5; 2-4). Тут чтение прерывается и лики поют: "Тайно родился Ты, Спасе, в вертепе, но небо всем проповедало Тебя, как бы устами, звезду являя, и волхвов приве­ло к Тебе поклоняющихся верою, с ними же помилуй нас!" Послед­ние слова повторяются несколько раз при чтении псалма 86-го. Затем продолжается чтение паремий: в 4-й пророк Исайя возве­щает о Христе, под образом жезла от корня Иесеева, Который будет облечен всеми дарами Духа Божия и дарует познание Господа всей земле (Ис. 11; 1-10); в 5-й Иеремия возвещает о явле­нии Бога на земле и о Его жизни между людей (Вар. 3; 36. 4; 4); в 6-й Даниил изъясняет сон Навуходоносору о грядущем вечном Цар­стве Божием (Дан. 2; 31-36, 44, 45). И снова чтение прерывается пением: "Возсиял Ты от Девы, Христе, духовное солнце правды, и звезда показала Тебя невместимого, вмещающегося в вертепе". А чтец произносит по стихам псалом 92. Наконец читаются паре­мии 7-я и 8-я, обе из Книги пророка Исаии. Отроча родися нам Сын и дадеся нам... Се Дева во чреве приимет и родит Сына... (Ис. 9; 6-7. 7; 10-16. 8; 1-4, 8-10). Последняя паремия заканчивается тор­жественным словом Пророка: С нами Бог...

По окончании литургии среди церкви возжигается светильник, изображающий звезду, и священнослужители в первый раз поют тропарь и кондак праздника.


Источник: Троицкие листки. Духовно-нравственное чтение для народа. - ОАО «Молодая гвардия».

Примечание

*) Только в том случае, если навечерие праздника случится в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста, и совершается она в свое время, отдельно от вечерни.


29 декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.