Традиции колокольного звона в обители преподобного Сергия Радонежского

Традиции колокольного звона в обители преподобного Сергия Радонежского
Не спали, видно, звонари! — 
Над Русью колокольный звон катился,
Сон мертвых охранял с зари и до зари,
В живые души благодатию лился. 
Глас Божий, глас народа, вещий глас — 
Так на Руси колокола тысячелетье звали.
Они звонили в праздник и в недобрый час
И дела важного без них не начинали!

Ирина Панова

Колокольный звон - это часть богослужения, призыв к молит­ве. Быть звонарем - это не только очень ответственная должность в храме, но и великая радость для души. Как и любое дело в храме или в монастыре, каждый звон должен начинаться с молитвы. Зво­нарь, как проповедник, всегда обращен к людям, он созывает их на богослужение. Он разговаривает с ними на одном языке, который душа слышит лучше, чем ухо; он импровизирует в звоне, дабы про­будить в душах искру веры и привести в храм.

На близость символики колокола с образом проповедника или с образом Самого распятого Христа указывает Дюран Гильом (XIII в.): «Твердость металла означает силу проповедника; удар язы­ком о края выражает ту мысль, что проповедник должен бичевать сам себя, чтобы исправить свои собственные пороки, прежде чем упрекать других за грех. Деревянная балка, к которой подвешивался колокол, самой формой своей изображает знание Писания, которое вытекает из тайны Креста» [2, 55—56].

Но самое главное, на мой взгляд, заключается в следующем. Со­отношение частей колокола адекватно человеческому телу (тулови­ще, голова, корона (уши) и др.). А если исходить из главного посту­лата о творении Богом человека «по Образу и Подобию Своему, и по Образу и Подобию Божию», то сам колокол, как и человек, сим­волизирует структуру мироздания, а звук его наделен космогониче­ским смыслом, Божественной энергией.

В петровские времена, с самого начала XVIII в., в России усили­лось влияние западноевропейской архитектуры, и вместо шатровых колоколен начали строить многоярусные. В них увеличили шири­ну проемов и стали размещать уже большее количество колоколов. Самым известным примером является колокольня Свято-Троицкой Сергиевой лавры, возведенная в середине XVIII в. Высота колоколь­ни — 88,04 метров, что на 11 метров выше колокольни Новодевичьего монастыря и на 6 метров — столпа Ивана Великого в Московском Кремле. Вместе с тем, это необыкновенной красоты сооружение об­ладает одним существенным недостатком. До сих пор существует проблема взаимосвязи звонарей, находящихся на разных уровнях: они не видят и плохо слышат друг друга. В таких случаях выход может быть найден в размещении всех колоколов на одном ярусе. В Свято-Троицкой Сергиевой лавре это невозможно из-за огромных размеров колоколов. Ступени винтовой лестницы уходят вверх, на высоту 45 метров. Этот путь на колокольню звонари преодолевают по несколько раз в день.

Лаврские звоны отличаются большим количеством ритмических рисунков на подзвонных и зазвонных колоколах. С особой радостью вслушиваются в колокольные звоны многочисленные паломники, посещающие эту древнюю обитель.

В 1641 г. в монастыре числилось 39 колоколов. Самый древне колокол датирован 1620-м годом. Его первоначально называли «Чудотворцем», а позже «Никоновским» по имени игумена обители преподобного Никона Радонежского, при котором его отлили.

12 сентября 1748 г. был отлит «Царь — колокол», его вес со­ставляет 4000 пудов — это 66,5 тонн, а вместе с языком он весит 68 тонн.

В Свято-Троицкой Сергиевой лавре были также еще несколько «благовестников»: «Корноухий» (1272 пудов), «Годунов» (1080 пудов) и «Лебедь» (625 пудов). Но, к великому сожалению, в 1930-х годах их уничтожили большевики, свидетелем тому был писатель М. Приш­вин.

В начале XXI в. по благословению Святейшего Патриарха Мо­сковского и всея Руси Алексия II были отлиты новые колокола вза­мен старых. Один из старейших звонарей Свято-Троицкой Сергие­вой лавры — старший звонарь игумен Михей (f 2009) считал, что новый «Царь-колокол» звучит в полной гармонии со всей существу­ющей звонницей. Игумен Михей пронес искусство звонаря через всю свою жизнь и передал его большому числу своих учеников.

Особая традиция сохранилась и в обучении лаврских звонарей. Будущий звонарь не сразу допускался к колоколам, а как бы по­лучая навыки через руку, совершенствуя свое мастерство не менее года.

Лаврский звон отличается торжественностью, благозвучностью и величественнейшей силой, про него можно еще сказать, что звук «происходит из той тишины, откуда идет гром в грозу...» До сих пор в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, как и во многих других мона­стырях и храмах России, сохранилась традиция звонить всю Светлую седмицу и пускать туда всех желающих «умельцев».

В заключение хочется привести слова ныне почившего игумена Михея: «Когда звонарь обращается к колоколам напрямую с молит­вой, звонит его душа, поэтому у каждого звонаря свой почерк... На­чиная звон, надо просить Господа Бога: "Господи, благослови про­славить Твое Пресвятое Имя!" Это самое главное условие. И тогда Господь дает что-то новое, с каждым звоном бывает что-то новое. Только с глубокой верою и с глубоким благоговением... И если во всем государстве Российском наладится жизнь христианская, ника­кие силы ада, никакие силы зла мира сего не одолеют. И, даст Бог, верю в то, что еще зазвучат более красивые звоны в России, чем было чем есть» (Из беседы с игуменом Михеем. 21 ноября 1993 г.).


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 







Источник: STSL.Ru
9 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.