Святыни Троице-Сергиевой Лавры

Святыни Троице-Сергиевой Лавры

Обитель преподобного Сергия Радонежского называют «сердцем России», «центром православия». Действительно, сюда стремились многие поколения паломников самого разного социального происхождения, чтобы поклониться святым мощам преподобного Сергия, прикоснуться к святыне, испить воды из источника Преподобного. Не оскудевает этот поток и в наши дни. Здесь каждая пядь земли свидетельствует о святости, проникнута духом славной русской истории, каждое здание – замечательный памятник церковной архитектуры. Подчеркивая святость своей обители, троицкие иноки писали царю Иоанну Грозному в XVI веке: «...якоже в древнем Пречиста възлюбила на въстоце Святую гору и телесне тамо походила своими святыми стопами, тако и ныне, и паче милосердием и милостию и изволением всемилостиваго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородица услышав своего угодника молящася великаго в чюдесех преподобнаго Сергиа, и сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына и Бога своего с святыми Его ученикы, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию и чюдное обещание дарующе, еже неотступне ей пребыти от своеа обители, и прославити свою обитель, и всех благых изообильствовати, якоже отци глаголют вторую сию Святую гору быти и не погрешиша...» (А. Горский, прот.).

Величайшей святыней Лавры является рака с мощами преподобного Сергия в древнейшем белокаменном Троицком соборе. В высоком иконостасе собора, одном из самых ранних на Руси, находится храмовая икона – точная копия Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева (XV в.; память 17 июля). Именно «взиранием на Святую Троицу побеждался страх розни мира сего» в сердцах русских людей, которые, сплотившись, вышли и победили грозного врага на Куликовом поле.

Во время Куликовской битвы преподобный Сергий усердно молился о даровании победы русскому оружию и об упокоении душ павших воинов. В его келлии в то время находились сохранившиеся до наших дней две «моленные» иконы святого старца – Богоматери Одигитрии и святителя Николая. Ныне эти иконы возвращены Лавре Сергиево-Посадским историко-художественным музеем, где хранились в годы советской власти. Отец Павел Флоренский пишет: «Среди многих древнейших и более поздних изображений святителя Николая я не могу припомнить ни одного, которое хотя бы подходило к келейному по степени художественной энергии, которое хотя бы приблизительно равнялось этому по силе духовного направления».

В XVII веке обе «моленные» иконы находились в Троицком соборе, и в дни осады Лавры поляками защитники ее молитвенно взывали пред ними о помощи и заступлении. Перед гробницей преподобного находятся древние южные врата Троицкого собора, которые сохраняют отметину Смутного времени – отверстие, пробитое ядром поляков, осаждавших Лавру, но не сломивших духа ее защитников. Троицкий келарь Авраамий (Палицын; † 1626) в своем Сказании пишет об этом: «В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви Живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого Чудотворца Николы выше левого плеча подле венца».

Свидетельством молитвенного обращения защитников обители к святителю Николаю во время осады является такой важный факт, как устроение в 1609 году в Успенском соборе обители придела во имя святителя Николая Троицкий келарь Авраамий сообщает, что от поразившей в то время защитников Лавры смертоносной цинги ежедневно умирало столько людей, что некому стало ухаживать за больными. И тогда 8 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архимандрит Иоасаф и воеводы решили в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы освятить престол во имя святителя Николая Чудотворца. В день памяти святителя, 9 мая, престол был освящен. И с того дня даровал Господь Бог православным христианам Свою милость: действие болезни заметно сократилось.

И позже, в 1619 году, когда у стен Лавры находились войска польского королевича Владислава, святитель Николай оказывал свое особое покровительство защитникам обители. В это время находившийся в Лавре «некий человек по имени Василий», немой, чуть не замерзший от лютой стужи, не только остался жив по молитвам к преподобному, но и получил исцеление, за что «дал обет отслужить молебен». Но затем он забыл об этом, однако явившийся ему святитель Николай напомнил о данном обете.

Одно из событий осады Троицкой обители произошло в день памяти мученика Димитрия. В Сказании старца Авраамия (Палицына) читаем: «Когда же настал день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, в первом часу ночи архимандрит Иоасаф со всем священным собором, и иноки, и весь народ, взяв честные кресты и чудотворные иконы, обходя по стенам город, творили литию и моление воссылали ко Всемогущему в Троице славимому Богу и Пресвятой Богоматери. Когда же литовские люди из рвов увидели ходящих по стенам города во множестве людей, напал на них страх великий, и испугались, и побежали они из рвов и из ям в свои таборы».

В связи с этим следует назвать еще одну ратную святыню Лавры – образ святого великомученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер затонул во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу. Позднее, в 1948 году, владыка Нестор (Анисимов; † 1962), приехав из Китая в Москву, вручил военную реликвию Святейшему Патриарху Алексию I († 1970), а тот передал ее в Троице-Сергиеву Лавру. Этот Патриарший дар очень знаменателен для Троице-Сергиевой Лавры. Святой великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель московского князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая / 1 июня), и его икона попала в обитель, где князь в XIV веке брал благословение на битву с Мамаем, где с тех времен установлена и поныне совершается Димитриевская родительская суббота, где благоверный князь был канонизирован в год празднования 1000-летия Крещения Руси.

Знаменитый русский историк В. О. Ключевский писал о преподобном Сергии: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». И сейчас эта традиция жива в Троицкой Лавре. Идут люди к мощам Преподобного, берут воду в надкладезной часовне, получая благодать Божию. Древним святым иконам, полагаемым ныне на аналое в дни памяти святых, на них изображенных, благоговейно поклоняются насельники Лавры, ее паломники и все молящиеся. Почитая святыни – памятники нашей ратной славы, они прикасаются к Вечности. Икона – это окно в иной, небесный, мир. Намоленная икона – это окно, омытое горячими благоговейными слезами и молитвами, через которое ярко светит благодать Божия. Если перед святым образом из поколения в поколение возносились молитвы, изливались скорби, то и Господь подает через него Свою особую и богатую милость.

Источник: Макарий (Веретенников), архим. Обитель преподобного Сергия: страницы истории. СТСЛ, 2004. - С. 114-118.


18 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».