Сокровище нетленное

Сокровище нетленное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Возлюбленные братия и сестры! На земле есть много разных сокровищ. Некоторые люди всю жизнь стремятся что-то приобрести, чем-то завладеть. Но приходит конец этой жизни, уходит человек в иной мир, а все нажитое остается на земле. Ничего нельзя взять с собой, ничто не поможет в час смерти. Земное богатство, стяжание только обременит душу в тот страшный час. Но есть такое сокровище, которое не отнимется смертью, которое и в вечности не потеря­ет свою ценность и очень даже там пригодится. Это — чистота сердца.

С чем сравнить чистое сердце? Оно подобно доб­рой плодородной земле. На доброй земле растут пре­красные плоды, красивые цветы. Кто не любовался красотою поля, покрытого самыми разными цвета­ми? Кто не дивился разнообразию плодов в большом саду? Так, чистое сердце бывает вместилищем див­ных добродетелей, а семена злых грехов не принима­ются на его почве, не дают ростков.

С чем еще сравнить чистое сердце? Оно подобно пламени, устремляющемуся вверх, к небу. В нем попаляются все вредители, оно греет и очищает воздух, освещает все кругом. Так в чистом сердце пожигаются страсти и пороки, рядом с ним всем хорошо, окру­жающим оно источает свет, возле него тепло и легко.

С чем еще сравнить чистое сердце? Оно подобно роднику, в котором отражается солнце и видна вся красота Божиего мира. Так и чистое сердце бывает отражением неизреченной славы и совершенства Творца, вместилищем всего святого и доброго. Чис­тое сердце — это ангельская жизнь на земле.

Кто не пожелает стяжать чистоту сердца? Кто не поревнует о приобретении этого драгоценного со­кровища, этого нетленного богатства, этого бесцен­ного достояния? Потщимся, возлюбленные братия и сестры, приобрести чистоту сердца, столь желанную для жизни, столь необходимую для спасения.

Но заглянем в себя... У нас сердце нечистое: в нем не только много всяких забот, но, может быть, даже и следы тяжких падений. И чистая одежда невинности, непорочности запятнана, вся в грязи... И виноваты только мы сами. Не оправдаемся мы ни обстоятельст­вами, ни множеством искушений. Все грехи, все не­правды и беззакония — от нечистоты страстного сердца. «От сердца... исходят помышления злая, — сказал Господь, — сия суть сквернящая человека...»[1] И человек, чье сердце омрачено страстями, всегда не­мирен, мрачен, холоден. А человек, в чистом сердце которого живет Господь, покоен, светел, приветлив. Он даже не видит чужих грехов, не замечает их, пото­му что сердце его чисто от всякого зла, полно смире­ния и любви.

Возлюбленные братия и сестры! Но как же достичь чистоты сердца? Как очистить себя от всякой грехов­ной скверны? Надо сказать, дорогие мои, что чистоту сердца, как всякое сокровище, приобрести совсем не­легко и непросто. Чистота — очищение души — дело всей жизни, многих слез, долгий подвиг и труд. И нам самим никогда бы ее не стяжать, никогда бы не приобрести, если бы не помогал нам Своей все­сильной благодатью милостивый Господь. Только благодатью попаляются грехи, низводится в душу не­бесный мир и ясность, вместе с чистотой благодать украшает душу человека всякой добродетелью.

Святые отцы-подвижники всю свою жизнь полага­ли на подвиг очищения души от всякого греха. Они жизнь свою проводили в строгом воздержании, на­блюдали, чтобы никакое пристрастие не поселилось в душе, они искали уединения и безмолвия, не развлекаемого внешними впечатлениями... Нам это не­доступно, возлюбленные братия и сестры. Нам тяже­ло спасаться среди искушений и соблазнов, но Гос­подь не оставит нас, если только мы будем стараться выбраться из болота нашей повседневной суеты и ок­ружающего нечестия, если будем усердно звать Его на помощь. Он не замедлит, Он Сам придет и очистит нас от всякой скверны плоти и духа.

Возлюбленные братия и сестры, сейчас время по­ста, сейчас особенно кстати говорить об очищении и возвышении души. Потрудимся в воздержании, в обуздании своих страстей, в смирении, приложим старания к исправлению жизни, и в этом крайне не­обходимо смирение, святое смирение. Оно, как сте­на, оградит от соблазнов. К смиренному сердцу не смеет подойти враг со своими искушениями, смире­ние охраняет душу от падений.

Есть и еще одно сильное средство — это благодат­ные слезы покаяния. «Слезныя ми подаждь, Христе, капли, скверну сердца моего очищающия...» — гово­рится в церковной молитве [2].

Дивное дело — невидимая душа очищается види­мыми слезами, омывается ими. И кто, по милости Божией, хоть разок плакал от всего сердца о своей без­законной жизни, о своей погибающей душе, тот зна­ет, какое облегчение, какую отраду дают эти слезы, какое незримое утешение приносят они душе. Если нет слез, если душа высохла, зачерствела, просите у Господа. Просите, чтобы вам увидеть свои грехи и оплакать их. Он непременно услышит и исполнит это прошение. Он хочет, чтобы мы были чисты от греха, потому что Он всех нас хочет спасти и собрать к Себе, а в Его Царстве святости нет места не­чистоте и пороку.

Если мы хотим спастись и увидеть нашего Господа, Которого мы так любим, потщимся очистить себя. «...Чистые сердцем... Бога узрят»,— сказал Гос­подь [3] . Какое обетование, какая награда! Это особен­но относится к нам, дорогие мои. Ведь и мы вслед за таинственной звездой идем, спешим к Вифлеему, и уже недалек тот час, когда звезда остановится над убогим вертепом, в котором рождается Богомладенец Христос. Но найдем ли мы туда путь? Увидим ли, узнаем ли Спасителя, пришедшего на нашу грешную землю?

Возлюбленные братия и сестры, я призываю вас к очищению, потому что ведь и мы хотим дожить до праздника, но сердце, омраченное страстями и гре­хом, не увидит Господа Христа, лежащего в убогих яслях. Ведь мы стремимся туда, мы жаждем увидеть своего Спасителя и услышать ангельское славосло­вие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир...»[4] Что­бы нам с Ангелами славить Бога, чтобы в душе был мир, чтобы нам легко было с людьми, чтобы нам увидеть Господа и не отходить более от Него, очи­стим себя. И тогда Господь родится и для нас и уже не уйдет из нашего сердца, очищенного трудом воз­держания и слезами. Он всегда будет с нами, и нам с Ним все будет легко и под силу, не страшно будет и умирать, потому что чистое сердце не испытает му­ки смерти. Оно увидит Бога и с любовью поклонит­ся Ему.

Недавно в Москве преставилась юная девица. У нее был рак. Врачи считали, что она умрет через три-четыре месяца. Она прожила полтора года. Час­то причащалась Святых Христовых Тайн. Юная голу­бица — невеста Христова, она с младенчества люби­ла Господа и хранила чистоту сердца. Тяжелы были ее страдания, но она не роптала на Господа, она как можно скорее хотела к Нему. Как сейчас вижу ее кроткую, покорную улыбку, готовую все перенести ради Господа и вечной жизни. А как она умирала? До последнего мгновения говорила со своими подруж­ками, которые ее не оставляли, потому что любили ее. И вот последний любящий взгляд, последние ти­хие слова, последний тихий вздох и... Она улетела к небесному Жениху. Как дивное благоухание розы, как ясный сизокрылый голубь, она унеслась ввысь... На бледном девичьем лице — печать дивной, цело­мудренной красоты, тихой улыбки и удивление со­кровенной тайне. О чистота— сокровище нетлен­ное! Что может сравниться с тобой? Имя этой девицы Пелагея. Помяните ее, дорогие мои, в своих святых молитвах.

Так будем достигать этого сокровища нетленного. Оно доступно всем. Да поможет нам в этом великом деле Господь и Его Пречистая Матерь. Аминь.


Источник: Архимандрит Тихон( Агриков).Жизнеописание, проповеди, письма. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2008. С. 307- 312.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мф. 15, 19-20

[2] Канон ко Святому Причащению. Песнь 3.

[3] Мф. 5, 8

[4] Лк. 2, 14.


STSL.Ru



12 февраля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.