Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном

В сей день, в четвертую Неделю от Пасхи, совершаем воспоминание о расслабленном и празднуем это чудо соответственно его величию.


Стихи

Слово Христа укрепляет расслабленного — так цели­тельно только одно это слово.

В сей день установлено праздновать чудо это, по­тому что Христос совершил его во время еврей­ской Пятидесятницы. Ибо, пришедши в Иерусалим на праздник, Он вошел в купальню, построенную Соломоном, при которой было пять крытых ходов и которая называлась Овечьей, потому что там мыли внутренности овец, закалаемых на жертву во святи­лище, а может быть, и потому что первый, кто входил в нее, когда однажды в год Ангелом возмущена в ней была вода, выздоравливал. Там Он находит чело­века, который за неимением, кто бы опустил его в во­ду, лежал тридцать восемь лет. Из этого мы познаем, в какой мере благое дело терпение и выносливость! А также и то, что, поелику предстояло установление крещения, очищающего всякий грех, Бог премудро устроил в Ветхом Завете совершать чудеса чрез во­ду, дабы когда откроется крещение, оно беспрепят­ственнее было принято. К сему-то расслабленному, по имени Иар, подходит Иисус и вопрошает, а он жа­луется на неимение человека, который бы ему помог. И Христос, заметив, до какой степени он изможден немощью, говорит: «Возьми постель твою и ходи»; он тотчас выздоравливает и, подняв одр на плечи, дабы событие не оказалось мнимо-мечтательным, идет с ним в дом. А как это было в субботу, то иудеи вос­прещали ему идти. Но он ссылался на Исцелившего, Который сказал ему идти, не зная между тем, Кто Он таков, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

Потом Иисус встретил его в храме и говорит ему: «Вот, ты выздоровел; не греши же, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Некоторые неправильно говорят, что Христос потому именно это сказал, будто расслаб­ленный имел впоследствии дать пощечину Иисусу, когда Он стоял перед первосвященником Каиафой, и что за это он наследует казнь в вечном огне, злейшей расслабления, и не тридцать восемь лет, но всегда бу­дет мучиться, а скорее, Господь указал на то, что не­мощь расслабления приключилась ему от грехов. Не всякая, однако, немощь происходит от грехов, но и от естественного недуга, от пресыщения и от нераде­ния (о здоровье) и от многих других причин. Расслаб­ленный, определенно узнав, что исцеливший его есть Иисус, дает об этом знать иудеям, они же, подстре­каемые мстительностью, искали убить Христа за то, что Он нарушил субботу. Он же им многое говорил, научая, что вполне законно оказывать благодеяние и в субботу и что Он именно и есть повелевший соблю­дать субботу, как равный Отцу, и как Отец доныне делает, так и Он [1].

Нужно принять к сведению, что этот расслаблен­ный есть иной, различный от расслабленного [о ко­тором говорится] у Матфея. Ибо последнее событие произошло в доме, где расслабленному прислуживали люди и он услышал: «Прощаются тебе грехи твои» [2] а это совершилось в притворе, и этот не имел человека, как говорит Святое Евангелие, и что он взял постель, как и тот. Празднуется же ныне потому, что это слу­чилось в Пятидесятницу, как и событие с самарянкой и слепым. Празднуем Фоме и мироносицам в удосто­верение воскресения Христова из мертвых, а прочие события до вознесения, потому что Он совершил их, хоть и в разное время, но только в течение еврейской Пятидесятницы, и то об этом упомянул почти только один Иоанн.

По безграничной милости Твоей, Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Кондак Недели о расслабленном, глас 3

Ду́шу мою́, Го́споди, во гресе́х вся́ческих/ и безме́стными дея́ньми лю́те разсла́блену,/ воздви́гни Боже́ственным Твои́м предста́тельством,/ я́коже и разсла́бленнаго воздви́гл еси́ дре́вле,/ да зову́ Ти спаса́ем:// Ще́дрый, сла́ва, Христе́, держа́ве Твое́й.

Синаксари Цветной и Постной Триодей. Перевод с греческого М. Покровского. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.


Примечания

[1] См.: Ин. 5, 1-17.

[2] Мф. 9, 2.



Теги: Синаксари
10 мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.