Сергиев Посад. Страницы истории. Слободы в 1763–1782 гг.

Этапным годом в истории троицких слобод стал 1764 г. — год выхода подписанного Екатериной II указа о секуляризации мо­настырского землевладения, согласно которому Троице-Сергиева Лавра потеряла все свои вотчинные владения с их многочис­ленным населением, включая и жителей Троицких слобод. Вы­ходу названного указа предшествовало описание монастырских вотчин. Троицкие слободы были описаны летом 1763 г. капита­ном 2-го Гренадерского пехотного полка Михаилом Колотинским. Описи Колотинского представляют восстановленные по­сле пожара 1746 г. слободы в последний год их принадлежности Троице-Сергиевой Лавре [1]. Согласно описям Лавру в 1763 г. ок­ружали село Клементьево и 6 слобод-приходов, совершеннолет­нее мужское население которых составляло 3300 человек и раз­делялось на 5 основных групп: бобылей, приказных служите­лей, мастеровых, людей «неумеющих мастерства» и «захребет­ников».

20120927125412_006_enl.jpg

Самыми богатыми жителями Троицких слобод были 558 клементьевских бобылей. Не имея сенных покосов и хлебных угодий, предприимчивые бобыли успешно использовали сосед­ство с Лаврой и большую московскую дорогу, пересекавшую их село. По свидетельству капитана Колотинского, клементьевские бобыли содержали гостиные покои и постоялые дворы, лавки съестных припасов и напитков, солодовни. Они торговали се­ном, скупали в окрестностях и перепродавали московским куп­цам холсты, хлеб, скот. От своих промыслов бобыли имели не­малую прибыль и, как специально отметил в описи Клементьева капитан Колотинский, «были ни в чем не хуже купечества» по исправности и зажиточности своих дворов. В обязанность бобы­лей входила уплата денежного налога в лаврскую казну (по руб­лю в год с души мужского пола), сопровождение обозов с госу­дарственной денежной казной между селами Воздвиженским и Озерецким, ремонт Московской большой дороги.

img023.jpg

Вид Лавры с западной стороны. Середина XVIII в.

Рис. из Архитектурного альбома Лавры. XVIII в.

На переднем плане дворы Ильин­ского прихода и отделенный от них речкой Кончурой пивной двор пе­ред западной крепостной стеной Лавры.

Приказные служители в количестве 86 человек также со­ставляли зажиточную часть слободского населения: они имели лучшие дома и даже «купленных на имена посторонних владель­цев людей». Так, приказной Иван Черкесов имел в услужении 7 человек. Большинство приказных традиционно проживало в служних слободах Рождественского и Введенского приходов. Только в этих приходах к 1764 г. все церкви были каменными. Введенская церковь построена еще в 1547 г. Соседняя с ней Пятницкая церковь выстроена заново в конце XVII в. [2]. Каменная церковь Рождества Христова построена в 1736 г. [3]. Эта церковь считалась глав­ной (соборной) среди всех остальных слободских церквей.

Следующей по достатку и «справности» группой населения троицких слобод были мастеровые лю­ди, которых в 1763 г. насчитывалось 450 человек тридцати семи специальностей. Большая часть ма­стеровых работала в лаврских мастерских и на хо­зяйственных дворах, получая денежное и хлебное жалованье. Меньшинство, как выяснил Колотинский, «нахо­дятся по большей части для своих работ и, по знатному к Лавре съезду разных людей, употребляют в продажи, от чего имеют немалой промысел». К самой мастеровой слободе Воскресенско­го прихода, окруженной лаврскими хозяйственными дворами, было приписано свыше половины всех лаврских ремесленников. Менее всего мастеровых проживало в слободах Рождественско­го и Введенского приходов.

К мастеровым людям по своему имущественному положе­нию были близки 95 лаврских солдат (бывших стрельцов и пуш­карей ), большинство их традиционно проживало в Ильинском приходе и в примыкающих к нему слободах Воскресенского прихода.

Наибольшую группу жителей троицких слобод составляли люди «не умеющия мастерства», которых, без учета клементьевских бобылей, насчитывалось 2 тысячи человек, или 71% насе­ления. Часть этих людей имела свои дома и, по сведениям капи­тана Колотинского, «упражнялась при Лавре в торговле и в про­даже рыбных припасов и протчего». Не имевшие домов находи­лись «у разных людей в работе». Занимавшиеся торговлей жите­ли троицих слобод уступали приказным и мастеровым людям по своему достатку.

Последнюю по достатку группу жителей слобод в 1763 г. со­ставляли 190 «захребетников». По наблюдению Колотинского, лишь некоторые из них имели свои дома «гораздо хужее» домов соседей, и только у 25 «захребетников» была постоянная работа от Лавры. Остальные «для прокормления себя» занимались про­мыслами. «Захребетников» не расписывали по приходам, они составляли отдельную группу жителей, управлявшуюся выбор­ным старостой.

img025.jpg

Межевой («геометричес­кий специальный») план троицких слобод. 1777 г.

Под литерой А — территория, отме­жеванная в пользу Лавры внутри кольца троицких слобод. Под ос­тальными литерами — земли при­ходских церквей троицких слобод.

План отмечает многочисленные улицы-слободы, окружавшие Лавру в XVI в. Их взаиморасположение и трассировка далеки от привычной нам геометрической правильности. Как и в настоящее время, улицы- слободы располагались на почти­тельном расстоянии от Лавры, отде­ляясь от нее речкой Кончурой, Красногорской площадью, садами и хозяйственными дворами.

img025...jpg

Межевой план владений Лавры в троицких слободах. 1777г.

В непосредственной близости от Лавры находились многочисленные хозяйственные дворы, пруды и са­ды. Большинство хозяйственных дворов располагалось севернее Лав­ры. К южной стороне ее ограды примыкал Пафнутьевский сад.

В целом подготовленные гренадерским капитаном летом 1763 г. Описи троицких слобод показали, что их жители, в по­давляющем большинстве, не имели непосредственных экономи­ческих связей с Лаврой и жили на свой страх и риск, принимая на постой богомольцев, торгуя ме­лочным товаром и съестными припасами, благо, что поток богомольцев к лаврским святыням не ис­сякал. Таково было внутреннее устройство троиц­ких слобод накануне вывода их из-под власти Троице-Сергиевой Лавры.

img027.jpg

Общий вид Лавры из-за Келарского пруда.

Открытка начала 90-х годов XIX в.

Над низкой деревянной застройкой, садами, прудами, хозяйственными дворами и самой Лаврой господст­вовала 88-метровая вертикаль лавр­ской колокольни.

Планировку и расположение слобод вокруг Лавры позволяет представить геометрический план, снятый в 1777 г. для размежевания слободских и лаврских земель [4]. План отмечает многочисленные улицы-слободы, окружившие Лавру и ее владения. Среди слобод, которых не было в XVII в., — Рыб­ная улица-слобода, входившая в состав Вознесен­ского прихода. Взаиморасположение и трассиров­ка самих улиц-слобод в XVIII в. далеки от привычной нам геометрической правильнос­ти: часть улиц тянулась вдоль овра­гов, пересекающих слободы, часть ориентировалась на приходские церкви, Лавру и Московскую дорогу. Улицы, все разной ширины, соединя­лись переулками, образуя кварталы и площади самых различных форм. Так, например, перед Клементьевской церковью, с южной стороны, на плане 1777 г. показана обширная треугольная площадь.

img028.jpg

Колокольня Троице-Сергиевой Лавры.

Фото рубежа XIX—XX вв. Строительство лаврской колоколь­ни, начавшееся в 1740 г., в 1770 г. было завершено. Огромная строй­ная вертикаль колокольни, увен­чанная золотой короной, впослед­ствии не однажды сравнивалась с устремленной в небо свечой.

Улицы-слободы, как и сейчас, располагались на почтительном рас­стоянии от Лавры, отделяясь от нее речкой Кончурой, Красногорской площадью, садами и хозяйственными дворами. Всего под стенами Лавры в 1763 г. размещалось 13 таких дворов, не считая гостиного двора и богаде­лен [5]. Самым большим двором был «воловый» двор, предназначавшийся для рабочих (воловых) лошадей. Располагался он севернее Лавры, на месте современного продовольствен­ного рынка, длина его составляла около 280 метров при ширине 90. Са­мый большой сад при Лавре — Пафнутьевский — раскинулся перед юж­ной крепостной стеной. Большинство домов в троицких слободах XVIII в. были деревянными и располагались в глубине дворов. Надворные строения, как правило, крылись соломой даже и в XIX в., отчего в случае пожара огонь очень быстро перекидывался на многие до­ма.

img029.jpg

Успенская церковь. 1757-1769 гг.

Фото рубежа XIX-XX вв.

Над низкой деревянной застройкой, садами, прудами, хозяй­ственными дворами и самой Лаврой господствовала 88-метро­вая вертикаль лаврской колокольни. К 1763 г. она уже была возведена полностью и украшалась лепниной, белокаменными колоннами, коваными решетками.

img030.jpg

Ильинская церковь. 1773 г. Фото рубежа XIX-XX вв.

Затепленная свеча лаврской коло­кольни не оставила равнодушными жителей троицких слобод. Вскоре в трех слободах на месте старых дере­вянных церквей яркими красками штукатурки, белым огнем обитых же­стью главок засияли новые каменные приходские церкви.

В 1764 г. описанные капитаном Колотинским слободы пере­шли из ведения Троице-Сергиевой Лавры под управление госу­дарственной коллегии экономии. Жителей слобод причислили к разряду «экономических» крестьян и, упразднив должность губ­ного старосты, подчинили назначенному из коллегии «экономи­ческому казначею», расположившемуся в Клементьеве. Перемена в управлении коснулась главным образом бывших лаврских приказных, солдат и мастеровых, состоявших на лаврском жа­лованье, — всего 664 человек, или 20% населения слобод. Все эти люди, за исключением 100 человек, оставленных в ведении Лавры в качестве штатных служителей, потеряли постоянный заработок и отныне наравне с большинством должны были за­няться обслуживанием богомольцев и прочими промыслами [6].

Новый, так сказать, «экономический» этап в истории троиц­ких слобод продолжался 18 лет, с 1764 по 1782 г., и ознамено­вался окончанием строительства лаврской колокольни и возве­дением каменных церквей в трех приходах.

Строительство лаврской колокольни, начавшееся в 1740 г., в 1770-м было завершено. Огромная стройная вертикаль коло­кольни, увенчанная золотой короной, впоследствии не однажды сравнивалась с устремленной в небо свечой. Затепленная свеча лаврской колокольни не оставила равнодушными жителей тро­ицких слобод. Вскоре в трех из них на месте старых деревянных церквей среди деревянных домиков яркими красками штука­турки, белым огнем обитых жестью главок засияли новые ка­менные приходские церкви. В 1769 г. была освящена каменная Успенская церковь в селе Клементьеве. В 1773 г. бывшие лавр­ские солдаты построили в своем приходе каменную Ильинскую церковь. В 1779 г. жители Волкушской и Рыбной слобод освя­тили каменную Вознесенскую церковь. Как и колокольня Лав­ры, новые каменные приходские церкви были построены в кра­сочном, ярком стиле барокко. Вместе со старыми каменными приходскими церквами подола и Служней слободы (Введен­ская, Пятницкая, Рождественская) они оживили деревянную застройку троицких слобод, придали им вид настоящего горо­да [7].

Источник: Сергиев Посад. Страницы истории. XIV - начало XX вв. Текст: К. Филимонов. Составители Н. Соловьев, К. Филимонов. Предисловие: Т. Манушина. - М., ИД "Подкова", 1997. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] РГАДА. Ф. 280. On. 3. Ед. хр. 622. Ч. 4. (1763-64). Л. 249-319о6.

[2] См: Отчет о реставрационных работах по памятнику архитек­туры XVII в. — церкви Пара­скевы Пятницы на подоле в г. Загорске / Трест Мособлстройреставрация. - М, 1978. С. 16-19.

[3] См.: Арсений, иеромонах. Христорождественская церковь... С. 15-16.

[4] РГАДА. Ф. 1204. Оп. 2. Цд. хр. 31, 32 (1777).

[5] РГАДА. Ф. 1204. On. 1. Ед. хр. 23929 (1763).

[6] Штатные служители так же, как и остальные жители сло­бод, считались экономическими крестьянами, но только припи­санными к Лавре.

[7] К 1782 г. в троицких слободах насчитывалось 9 церквей, в том числе 6 каменных и 3 деревян­ных (Казанская в Ильинском приходе и две в Воскресенском приходе). Всего насчитывалось 6 приходов.


STSL.Ru


6 февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.