Седмица шестая Великого поста. Беседа № 9. О воскрешении Лазаря

Священник Григорий Дьяченко

Уроки из евангельского чтения: а) Иисус Христос всех воззовет к жизни, как Он воззвал из мертвых Лазаря; б) Господь силен воскресить от смерти греховной к жизни;  в) Иисус Христос есть наше воскресение и наша истинная жизнь).


В субботу 6-й недели Великого поста воспоминается величайшее чудо Господа — воскрешение четырехдневного Лазаря из мертвых. Великое и преславное чудо совершил Иисус Христос, воскресив Лазаря из мертвых. Когда Лазарь заболел, как слышали мы в Евангелии, сестры Лазаря послали к Иисусу — уведомить Его о том, что Лазарь, которого любит Он, болен. Но Иисус медлил прийти к больному. Лазарь умер, а Иисус был еще далеко от Вифании, где жил Лазарь с своими сестрами, Марфою и Мариею, и когда Иисус пришел в Вифанию, нашел, что Лазарь уже четыре дня лежит во гробе. Встреченный сестрами Лазаря, Иисус как человек скорбит вместе с ними, и спрашивает: «Где вы положили его?» Иисус опять скорбит, приходя ко гробу, и говорит: «Возьмите камень». Сестра умершего говорит Ему: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Это свидетельство о том, что тело Лазаря уже предалось тлению, по закону человеческой, смертной природы. Иисус говорит: «Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?» Так Он приготовляет к видению великого чуда. Итак, отняли камень от пещеры, где положен был умерший. Иисус в слух народа прославляет Отца, и затем, как Сын Божий, громким голосом воззвал: «Лазарь! иди вон».


Воскрешение Лазаря

«И вышел умерший». Иисус говорит тому Лазарю, которого душа уже четыре дня находилась в другом мире, тому Лазарю, которого тело уже разрушалось и предавалось тлению. Иисус говорит не как бы имеющий нужду в помощи свыше для совершения чуда, но как Всесильный. Он громким голосом повелевает: «Лазарь! иди вон». И душа Лазаря, услышав повелительное слово Иисуса, Владыки живых и мертвых, возвратилась в свое тело, и истлевавшее тело Лазаря, вняв гласу Господа, сбросило узы тления, и, как от сна, воспрянуло к жизни. «Лазарь! иди вон. И вышел умерший». Лазарь, по слову Господа, воскрес, и вышел из пещеры, в которой был похоронен.

Так Иисус Христос этим чудом ясно показал, что Он не простой человек: ибо кто может сотворить такое чудо своими силами? Показал, что Он не такой пророк, какие были прежде Его, например: Моисей, Илия, Исаия, Даниил. Те пророки совершали чудеса не своею силою, но силою Божиею; потому, прежде совершения чуда, обыкновенно обращались с молитвою к Богу, и именем Божиим творили чудеса; а Иисус Христос, как всесильный Бог, Сам, Своею силою, творит чудеса, Сам повелевает: «Лазарь! иди вон» и тем показывает, что Он есть всемогущий Бог. Он говорит, и голос Его призывает душу из другого мира, и тело умершее, предавшееся тлению, ожило, сделалось здоровым, и четверодневный мертвец воскрес.

В то время как Иисус Христос совершил чудо, многие видевшие чудо, уверовали в Него, как сказано у евангелиста: «Многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него» (Ин. 11:45). Так и всегда, читая и слушая повествование о воскресении Лазаря, должны мы оживлять свою веру в Господа Иисуса, помышлять о Его божественном величии и всемогуществе, о Его беспредельном владычестве над живыми и мертвыми, над миром видимым и невидимым.


II

а) Помыслим, братия, как Иисус Христос божественным словом Своим воззвал Лазаря от смерти к жизни, так Он в последний день и всех умерших воззовет к жизни, чтобы сотворить суд над живыми и умершими. Сам Господь учит: «Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:28–29).

б) Помыслим, братия, и о том, что так и во всякое время силен Господь воскрешать от смерти греховной к жизни благодатной. Он говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). Кто слушает слово Господа Иисуса и верует в Него и в Отца Его, тот имеет жизнь вечную, т. е. кто с верою слушает учение Иисуса Христа, и последует ему, как истинный ученик Христов, тот получает благодать Святого Духа, которая, если он пребудет верен Христу до конца жизни, будет в нем источником духовного мира и утешения, залогом и предначатием вечного блаженства, — будет приготовлять его к участи в вечной славе Господа Спасителя, Царя неба и земли. Имеющий в своей душе эту благодатную жизнь в последний день не подвергнется осуждению вместе с грешниками или не веровавшими в Иисуса Христа, или не исполнявшими Его заповедей; но по гласу Господа, восприняв прославленное тело, он станет одесную Господа и услышит вожделенный глас Его: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).

в) Иисус Христос говорил сестре Лазаря: «Я есмь воскресение и жизнь… Всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11:25–26). Так Господь Иисус есть и наше воскресение, и наша истинная жизнь. Будем всегда любить Его всем сердцем и всею душою, как Бога и Спасителя нашего; будем более всего заботиться о том, чтобы верно исполнять Его заповеди, кто бы в каком звании и состоянии ни был, — и мы вечно будем жить благодатию Господа Спасителя, и смерть телесная не будем страшна для нас: ибо сим путем мы только перейдем от этой суетной и скорбной жизни к жизни нескончаемой и блаженной.


III

Христе Спасителю и Боже наш! Как Ты всесильным словом Твоим воскресил от смерти к жизни четверодневного Лазаря, так, силою Духа Твоего, воскреси и всех нас от смерти греховной к жизни благодатной и даруй нам всегда жить верою в Тебя, всегда исполнять заповеди Твои и пребыть верными Тебе до конца жизни, чтобы с надеждою перейти в жизнь вечную. 
(Сост. по «Проповеди» Евсевия, архиеп. Могилевского)


Источник: Дьяченко Григорий. Великий пост, - М.: Издательство "Прологъ", 2006.


11 апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.