Пятидесятница и Церковь

Пятидесятница и Церковь

Святой Дух, данный в Пятидесятнице, свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос действительно воскрес из мертвых и что личностные отношения с Воскресшим Христом возможны для каждого. В своей проповеди на первой Пятидесятнице апостол Петр выявляет это единство Воскресения Иисуса с Пятидесятницей: «Иисуса Назорея, Мужа, Богом отмеченного для вас силами, и чудесами, и знамениями, которые сотворил чрез Него Бог среди вас... Этого Иисуса воскресил Бог, чему все мы свидетели. Итак, десницей Божией вознесенный, и приняв от Отца обещанного Духа Святого, Он излил то, что вы и видите и слышите» (Деян. 2:22–33).

В апостольской проповеди свидетельство о Воскресении Христа занимает по значению то же место, что и свидетельство пустой гробницы и явлений Иисуса после Своего Воскресения. Бог воскресил Его «потому что Он не мог быть держим ею (смертью)» (Деян. 2:24), затем «Он являлся в течение многих дней пришедшим вместе с Ним из Галилеи в Иерусалим. Они теперь свидетели Его пред народом» (Деян. 13:31), а после завершения дней Пасхи, в Пятидесятницу всемогущим действием Божиим вся жизнь Церкви, вдохновляемая и водимая Духом, свидетельствует о Воскресении.

Благодаря Пятидесятнице Воскресение Христово становится нынешней реальностью, а не только событием, принадлежащим прошлому. Мы не просто говорим, что Христос Воскрес в прошлом, но то что это актуально сейчас, Он живет теперь для меня и во мне. Эта непосредственность и личностная направленность в наших отношениях с Христом является именно делом Святого Духа. Любое преображение человеческой жизни является свидетельством Воскресения Христа и ниспослания Святого Духа в день Пятидесятницы. Бог постоянно творит новое и прославляет Себя в Своих святых, чтобы возвестить, что Слово Божие стало плотью, претерпело смерть на кресте и было вознесено, чтобы мы могли принять Духа Божия.

Воскресение Христа является первым и решительным моментом в жизни Церкви, моментом, который в четвертом Евангелии назван ἡ ἐσχάτη ἡμέρα, т.е. «последним днем» (Ин. 6:39–44). Силою Духа Церковь живет Воскресением и движется к нему. Видение последнего осуществления, данное в книге Откровения – «Вот скиния Божия с людьми, и Он будет обитать с ними, и они будут Его народами, и Сам Бог будет с ними» (Откр. 21:3) – может быть понято лишь в контексте богослужения и свидетельства христианской общины. Для этой общины воплощение – «Слово стало плотью и обитало среди нас» (Ин. 1:14) – является началом, а Его Воскресение – завершением того, что уже присутствует в истории. Пятидесятница актуализирует все это и придает значение времени и истории.

Дарование Святого Духа в день Пятидесятницы не является ни тем же событием, ни тем же действием дарования, каким было дуновение Духа в первый Пасхальный вечер. Дух, данный в Пятидесятнице, – больше, чем духовная сила и благодать, ниспосланная апостолам, их «рукоположение» и «освящение». Оно включает все духовные дары, которые были даны всему телу Христову, – пророческие и харизматические. Эти два события являются различными моментами дарования одного и того же Духа в два разных момента времени. В Пятидесятнице Святой Дух изливается для исполнения новой жизни, открывшейся в дуновении Духа воскресшего Христа в день Пасхи. И когда Церковь вступит в этот последний день, это станет осуществлением Пятидесятницы.

В Пятидесятницу Святой Дух посылается для вселенского возвещения Евангелия. С Пятидесятницей Церковь начинает свой путь служения и свидетельства. Здесь важно отметить, что церковный календарь нумерует воскресенья «после Пятидесятницы» вплоть до наступления воскресных дней подготовки к Великому посту. Эта практика означает просто то, что Пятидесятница является для Церкви центральным пунктом, началом – сквозь недели, годы, столетия. Все рассматривается и оценивается в свете Воскресения и Пятидесятницы, ибо они являются последними событиями истории спасения.

Однако в Евангелии от Иоанна за дарованием Духа не следует общественная, вселенская миссия. Апостолы возвращаются в свои дома в Галилее, где продолжают заниматься тем же, чем и раньше (Ин. 21:1–3). Их общественная проповедь начинается лишь с Пятидесятницы. С первым дарованием Святого Духа, записанным у апостола Иоанна, мессианская община вступает в единение с прославленным телом Христа. Апостолы изменились – новая община была создана дуновением Духа Воскресшего Христа. В этом смысле Церковь родилась вместе с Ее служителями – община основана с дарованием Духа в первый вечер Пасхи. И все же лишь в Пятидесятницу Церковь «крестится» и Ей посылается для раздаяния полнота духовных даров.

Плодом Воскресения, Вознесения и Пятидесятницы является Церковь, в которой эти последние события жизни Христа постоянно переживаются и удостоверяются. В богослужении и таинствах Церкви членами тела обнаруживается их значение и подтверждается постоянное следствие жизни, смерти и Воскресения Христа. Церковь постоянно свидетельствует о истине воплощения, смерти и Воскресении Христа. Дух в Церкви полагает новое основание, направляя ее «до предела земли» (Деян. 1:8). С пришествием Духа Церкви дается власть совершать дела большие, чем совершал Христос (Ин. 14:12). Но какого рода дела? Церковь ничего не может добавить ко Христу и Его совершенству. Вся Ее власть и сила происходят от Него. Он – глава Своего Тела. И все же перед Своими страданиями и смертью Христос говорит ученикам, что благодаря Его отшествию к Отцу, результатом чего станет сошествие Духа, они смогут совершать большие дела. Их дела не будут большими дел Христа в своей сути, но Евангелие будет возвещено на значительно большие пространства, чем это было во время земного служения Христа. Их дела будут количественно больше. Намного больше людей присоединятся к Его Телу. Перед Своей смертью и Воскресением Христос говорил о миссии Церкви среди язычников, которая последует за Его смертью и Воскресением (Ин. 12:20 и слл.). И с Сошествием Святого Духа в Пятидесятницу Церковь вступает в борьбу за спасение всего человечества. Новозаветные писатели вполне согласны, что дар Святого Духа является следствием Воскресения. Воскресший или Вознесшийся Христос дает или посылает Духа.

Ход событий, относящихся к возвышению Христа, излагается в Ин. 7:39 – «ибо еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен (ἐδοξάσθη)». Последовательность событий в жизни Христа – Его смерть, Воскресение и Вознесение – является путем Его прославления. «Христос был прославлен страстями, – подчеркивает свт. Григорий Назианзин в своей проповеди на Пятидесятницу, – а затем прославлен Воскресением, затем Вознесением, или Восставлением, или как бы мы это ни назвали, на Небеса». Тот, на Котором пребывал Святой Дух во время Его общественного служения (Ин. 1:32 и сл.) дарует Духа в день Воскресения, а также в день Пятидесятницы. Тот же Дух свидетельствует на протяжении столетий, что Господь Иисус действительно воскрес из мертвых.

Источник: Кесич. В. Первый день нового творения. Воскресение и христ. вера. К.: Пролог, 2006. – С. 189-193.


7 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».