Прощение обид (из сочинений свт. Феофана Затворника)

Прощение обид (из сочинений свт. Феофана Затворника)

Ничто так не сильно перед Богом, как прощение обид, потому что оно есть подражание одному из самых ближайших к нам действий милосердия Божия; и ничем так легко не искушаемся мы, как гневливостью и желанием отмщения задорным словом, а нередко и делом.

Отчего бы это так, что мы не всегда прощаем, а чаще предаемся взрывам гнева, досады и негодования? Думаю, от невнимания к цене прощения: у нас уходит из внимания то, что дается прощением, тогда как ущерб от обиды представляется чересчур очевидным. Из самолюбивого сердца исходит помышление: «ради чего прощать»? – мы и не прощаем. А надобно бы в минуты обидчивости возобновить в уме и сердце своем обетование за прощение, несравненно ценнейшее самых великих потерь, какие только в силах причинить человеку обида; тогда какая бы ни встретилась обида, из сердца выйдет воодушевляющий голос: «есть из за чего простить», – мы и простим.

Простим, – и прощены будем; простим еще, – и еще прощены будем; и так без конца. Прощающий сам будет ходить под всепрощением Божиим, в объятиях Божеского милосердия и любви. Есть ли, в чем искать нам прощения? О, есть, и как еще есть!.. Поспешим же прощать, чтобы прощенными быть; и это – тем удобнее, что то, что мы простим, – ничтожно; а в чем мы прощены будем – так ценно, что и в сравнение с тем идти не может. В притче Евангельской наши грехи против Бога оценены тьмой талантов, а грехи других против нас – сотней динариев (Мф. 18, 23-35). Это по нашему счету выходит: то – с тысячу рублей, а это – в одну копейку. На копейку приобрести тысячу рублей, да помилуйте: если бы в житейском быту открылась такая возможность, – сквозь толпу и не протолкаться бы! Но никакое, самое рассчитанное приобретение на земле не может быть так верно, как обетование Господне, и никакая оценка земных вещей не может быть так точною, как сравнительная оценка грехов наших и причиняемых нам обид, произведенная Самим Богом правды. Так помяни же грехи, которые тебе прощены, или коих ищешь прощения, и, если не из благодарности за полученную милость, то в несомненной надежде получить ее, прощай, прощай и, прощай широко отверстым сердцем.

Конечно, не вдруг можно стяжать такой глубокий и обильный мир, чтобы он поглощал всякий удар оскорбления. Но начни с низшего, взойдешь и к высшему. Первая степень этого пути есть молчание.


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. № 2 февраль. Аньер (Франция), 1952. – С. 6-7.


STSL.Ru


29 июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.