Проповедь в Великую Среду. Архимандрит Тихон (Агриков)

Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...», говорится в сегодняшнем богослужебном отпусте. Осталось всего два дня до голгофских страданий Спасителя нашего Господа Иисуса Христа. Но Он идет по крестному пути уже давно. Этот путь начался для Него с Вифлеема, когда Он слабым Младенцем пришел на нашу землю, пришел в нищете, безвестности и, сказать правду, в презрении. Сразу после рождения Ему пришлось перенести гонение и смертельную опасность от бесчеловечного детоубийцы Ирода.

Предание говорит, что в яслях Младенец сильно плакал. Наверное, не от холода Он плакал и не о нищете Своей. И потом в течение жизни смеющимся Его не видели ни разу. Плакал Он потому, что очень любил людей, хотел их спасти, плакал потому, что и Ему было нелегко, даже очень нелегко идти по крестному пути Своей земной жизни. Недоверие родных, полная безвестность в течение тридцати лет, а потом Гефсимания, предательство своего ученика, малодушие апостолов, незаконный суд, крестные мучения.

Возлюбленные братия и сестры! Господь наш Спаситель доныне идет этим путем, доныне скорбит, плачет, оставленный, презираемый, гонимый теми людьми, ради которых Он прошел этот скорбный путь человеческой жизни и понес эти страшные муки. Пойдем и мы за Ним, возлюбленные, пойдем, как верные Его ученики. Пойдем, как апостол Петр. Ведь это он сказал: «Се, мы оставихом вся и вслед Тебе идохом...» (Мф. 19:27). Он обещал идти за Господом в темницу и на смерть (Лк. 22:33).

Увы, он не дошел за Господом до Голгофы. Петр – самый горячий и ревностный ученик – оставил своего Учителя ночью во дворе Каиафы. Оставил одного в момент неправедного осуждения, может быть, в тот самый миг, когда Спаситель особенно нуждался в моральной поддержке, в сочувствии. Не только оставил, но еще и отказался, отрекся от своего Учителя: «Не знаю Человека Сего...» (Мк. 14:71). О самоуверенность людская, как ты слаба и ошибочна. Нет, лучше пойдем за Христом, как Иоанн, с его юной, неизменной любовью к Господу Спасителю.

Говорят, когда Петр после своего отречения со слезами выходил со двора Каиафы, его встретили Дева Мария со святым апостолом Иоанном. «Симон, Си­мон, – со слезами и тревогой спросила Матерь Божия, – как Мой Сын? Где Он? Что с Ним?» Петр не мог отвечать. Он уже опомнился, уже терзался совестью за свое минутное малодушие. Иоанн, видя его смятение, спросил: «Петр, что с тобой?» – «Я... я изменил Ему...» – был горький ответ. Болью отозвались эти слова в нежном сердце юного Иоанна. Как слаба, как переменчива человеческая природа. Но пойдем же с Иоанном, апостолом любви. Святая любовь никогда не изменяет. Она не боится испытаний, она сильнее самой смерти.

Несение Креста. Роспись Ризницы Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры
Несение Креста. Роспись Ризницы Троицкого Собора Троице-Сергиевой Лавры

Пойдем посмотрим, чему свидетелем был верный ученик. Вот Господь на суде Каиафы. Со всех сторон раздаются ложные обвинения, насмешки, ругательства. Враждебное отношение к Праведнику любви и милосердия, так давно сдерживаемое, теперь нашло выход. Спаситель все переносит кротко, но это не трогает жестокие сердца врагов. Одно правдивое слово Христа стоит Ему сильного удара, за ним следуют новые удары, издевательства. Там же грубая рука раба, изощряясь в жестокости, водрузила на главу Христа терновый венец, придавила его так, что колючки вонзились. Ни слова не произнесли уста Страдальца, только еще более побледнел измученный лик, а по щекам потекли слезы, смешиваясь с каплями крови.

Потом суд у Пилата – язычника, равнодушного к вопросам веры, истины и правды. Пилат отсылает Христа к Ироду, там снова насмешки, глумления... И опять Господь у Пилата. Жестокость врагов все возрастает. «Распни, распни Его» (Ин. 19:6), – несется крик неблагодарной толпы. Малодушный судья отдал Его в руки воинов. Новые насмешки, хулы, наконец – бичевание. Это страшная пытка, и мало кто выносил ее. Осужденный привязан к столбу, а на тело со всех сторон сыплются сильные удары бичей. Воины рады случаю позабавиться, видя страдания своей жертвы; льется невинная, святейшая кровь Христа Спасителя. Он совсем изнемогает, но это еще не конец страданий; Он должен пройти еще крестный путь до самой Голгофы.

Нашего ради спасения Господь «яко овча на заколение ведеся» (Ис. 53:7). Он идет уже, сгибаясь под тяжестью креста. Идет из последних сил, падает... ударами заставляют Его вставать и идти дальше со Своей страшной ношей по узким улицам Иерусалима. Теснится народ. Любопытные, злорадные или презрительные взгляды провожают Того, Кому недавно кричали: «Осанна!»

А Он совсем один среди этой злобной толпы. Один? Нет, Он страдает не один. На повороте улицы происходит неожиданная и незабываемая встреча. Уступая дорогу страшной процессии, к стене прижалась группа жен, а среди них – Она, Мать Его. Бледная, безмолвная, неподвижная, как изваяние, стоит Она. Руки сжаты у груди, будто сдерживают рвущееся сердце. А Он все ближе, ближе. Совсем рядом с Ней еще раз падает Сын Ее, Которому Она не в силах теперь помочь. Удары бичей, кажется, падают не на Его тело, а на Ее открытое сердце. Она не сводит глаз с Его лица – любимого, прекрасного лика Сына Божия, Ее Сына, – он до неузнаваемости искажен страданиями. Наконец Он поравнялся с Ней, на мгновение поднял голову. Взгляды их встретились. на мгновение, на один миг. Но какое страшное, какое мучительное это мгновение, словно острое оружие, безжалостно разрывает Ее грудь, вонзается в живое сердце. А в Его очах, всегда светлых и ясных, теперь столько горя, предельной муки. Точно две бездны встретились, столкнулись и обрушились друг на друга. Страдание подкосило Ее, со стоном птицы, у которой заклевали птенцов, Она упала на руки жен, а Он, пригнувшись долу, продолжал Свой страшный путь.

Грядет Господь на вольную страсть. Нелегкий путь Его земной жизни должен завершиться Крестом, некогда позорным, а для нас, христиан, спасительным и славным. Пойдем же, дорогие мои, за Ним, за Страдальцем Господом. Ведь мы прошли половину постного поприща и приближаемся к великим дням. Более того, мы идем за Ним всю жизнь, идем, может быть, давно. Нам и тяжело, и плохо; мы идем, спотыкаемся, падаем, бредем еле-еле, но не хотим свернуть с этого пути – узкого и спасительного пути Христова.

Пройдем по нему до конца, дорогие мои. Не откажемся, не отойдем малодушно. Когда на нашем пути встретится горе, страдания, быть может, тяжкие и не­заслуженные, поднимем свой измученный взор к Нему. Вспомним, Кто Он был, и сколько терпел, и как терпел: молча, безропотно, с тихой молитвой на устах. Как терзало зло Его душу, не причастную греху. Божественный Страдалец всегда перед нашим взором, доныне сострадает нам и за нас, а рядом с Ним Его Пречистая Матерь, Приснодева Мария, и юный Иоанн, – два сердца, горящих любовью и преданностью к умирающему Спасителю Христу. Любовь к Нему, любовь нежная, благодарная, и нам дает силы до конца претерпеть все и, совершив свой путь, дойти до собственной Голгофы. «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения...» Ей, гряди, Господи Иисусе! (Откр. 22:20) Аминь.

Источник: Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание, проповеди, письма. СТСЛ, 2008. – С. 186-191.



20 апреля 2022

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».