Жить вечно. Проповедь в Лазареву субботу. Архимандрит Тихон (Агриков)

Жить вечно. Проповедь в Лазареву субботу. Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Среди немногих верных друзей Спасителя было семейство Лазаря, состоящее из него самого и двух его сестер – Марфы и Марии. Спаситель любил посещать их дом. И сейчас вот Он идет к ним в Вифанию.

Сестры встречают Учителя и в безотрадном горе повергаются к Его ногам. С горечью, со слезами они говорят Спасителю: «Если бы Ты был здесь, брат наш Лазарь не умер бы» (Ин. 11:21). Господь пришел к ним в последний раз, уже по пути в Иерусалим, где ждали Его крест и смерть. Он идет на страдания и более, чем прежде, благотворит.

Он творит чудо непости­жимое, невероятное, никем не ожидаемое. Его даже не просят о таком чуде, как совершенно невозможном. Что осталось от четверодневного мертвеца, который уже смердит? А Христос просто и властно повелевает, и мертвец выходит из гроба живым на глазах у всех.

Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чудо? «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя...» Чтобы уверить нас в непреложности нашего будущего воскресения и вечной жизни. Чтобы явить в последний раз перед страданиями поразительным чудом Свою божественную силу и власть над жизнью и смертью, над законами естества.

Все мы, каждый из нас, оживет, будет жить вечно и никогда не исчезнет, не уничтожится. Это не пустые утешения, не далекие обещания, это – великая реальная действительность. «Знаю, – печально говорит Марфа, – что воскреснет брат мой в последний день» (Ин. 11:24). Каким далеким, сомнительным кажется ей это воскресение. Нет, оно не далеко, оно тут, перед ней, во власти Сына Божия. И кто крепко любит Господа Иисуса Христа, кто верует Его словам, кто доверил Ему свою жизнь и всю надежду, все радости и скорби полагает в сладчайшем Иисусе, тот будет вечно жить, никогда не разлучится со Своим Господом Спасителем.

Господь всегда жив, всегда силен, и мы, по милости Божией, имеем бесконечное счастье и блаженст­во соединяться с Ним в Святых Таинах Христовых, вкушать от этого бессмертного источника, обновляться душой, изменяться и, находясь еще на земле, имеем залог вечной жизни на небе. «Но как это возможно?» – возразят некоторые. Как может быть, что разложившееся тело, совсем уничтожившееся, вновь оживет, да еще в более совершенной форме? И многие так говорят, всё отвергают, даже смеются над самой мыслью о воскресении и вечной жизни.

«Безрассудный! – отвечает таким святой апостол Павел. – То, что ты сеешь, не оживет, если не умрет» (1 Кор. 15:36). Посмотри на земледельца. Он бросает в землю зерна, будто бы губит их, и если зерно не умрет, не разложится, то действительно не даст плода и погибнет бесследно. Так и при воскресении мертвых: сеет­ся тело душевное, восстает тело духовное (1 Кор. 15:44). Умрет, исчезнет это тело, но в последний день всеобщего воскресения мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1 Кор. 15:51). Восстанем все в новом виде, в каком являлся Господь наш Иисус Христос Своим ученикам по Своем воскресении.

Возлюбленные братия и сестры, как мы счастливы этой надеждой вечного света и блаженства! Она прогоняет всякое уныние, всякую безнадежность, всякую печаль и страх. И как жаль людей, которые этой надежды не имеют. Как трудна их смерть, и даже всю жизнь может отравить сознание, что все это кончится и исчезнет без следа.

Какая может быть надежда по смерти для человека, который жизнь свою провел вдали от источника жизни вечной – Бога. А для тех, кто живет со Христом, для них еще на земле смерть – приобретение, по слову апостола (Флп. 1:21). Те, кто в простоте сердца верует словам Спасителя, смотрят на смерть иначе.

Не горюйте, возлюбленные братия и сестры, если в этой краткой земной жизни злострадания и скорби обрушиваются на нас. Если нас не понимают, осуждают, унижают, порицают, считают гордыми, упорными. Если ваши руки и сердце чисты, а вас подозревают в лукавстве и сочиняют всякие нелепости. Если вы честны и трудолюбивы, а вас порицают за леность и двуличие и за то, что вы не идете общим широким путем. Это все отойдет, как сон, как ночь темная. Господь поднимет нас из земного праха для новой жизни, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения.

И еще хочется сказать вот о чем. Господь у гроба Лазаря плакал от жалости ко всему человечеству, находящемуся под тиранией смерти. Он плакал об ожесточении людей, которые не прониклись верой и горячей благодарностью ко Христу, видя такое свидетельство Его божественной силы. Он плакал и о нашем ожесточении, дорогие мои, потому что и доныне мы живем в сомнении и нерадении, которые проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.

Будем же глубоко благодарны Господу за счастье жить вечно, за счастье надежды, которую Он дает нам. И тогда по вере нашей Он воскресит нас по смерти к иной, вечной, жизни и, как у гроба Лазаря, скажет и нам: «Душе, гряди из гроба вон для вечной жизни» (ср.: Ин. 11, 43). Аминь.

Источник: Тихон (Агриков), архим. Жизнеописание, проповеди, письма. СТСЛ, 2008. – С. 172-177.


24 апреля 2021

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.