Проповедь о мире Христовом. Митрополит Николай (Ярушевич)

Проповедь о мире Христовом. Митрополит Николай (Ярушевич)

Мир всем!..

Вы слышите и за нашим вечерним богослужением, и за Литургией этот неоднократно обращаемый к вам возглас Святой Церкви, который сопровождается бла­гословением служащего священника или архиерея.

Какого мира желает вам Святая Церковь? Какой мир низводит она в души ваши в этом благословении?

Того самого мира желает она вам, о котором в рождест­венскую ночь пели на небе ангелы, явившиеся изумленным пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). Того мира, который завещал Господь наш Иисус Христос Своим ученикам в беседе после Тайной Вечери накануне Своей смерти: «Мир остав­ляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Тот мир низводит она в ваши сердца, с пожеланиями которого воскресший Христос обратился к апостолам и в первый день Своего Вос­кресения в отсутствие апостола Фомы, и в восьмой, когда со всеми апостолами находился и Фома: «Мир вам» (Ин. 20:19).

Где же он, этот мир, оставленный Господом на земле, если царства восстают на царства, народы на народы, если землетрясения, ураганы, моры – обычные явления на земле, а всякие страдания, беды и болезни в личной жизни каждого из нас, как дикие звери, обступают нас отовсюду, готовые в любую минуту вонзить в нас свои звериные клыки? Где же этот завещанный Господом, врученный Им людям мир?

Мир, принесенный Господом Иисусом Христом на землю, не на ней живет. Господь предсказал земле и эти войны народа против народа, царства с царством (Мф. 24:7), и эти неизбежные в земной жизни каждого человека скорби: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Но Он же и сказал нам: «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18:36) – и еще: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

Мир Христов – это одно из свойств Царства Божия, и живет он там, где пребывает и Царство Божие: внутри нас, в нашем сердце, в каждой истинно христианской душе.

Мир, данный Спасителем человечеству, это прежде всего мир с Богом, мир преданной Господу и любящей Его души. Он живет в том сердце, в котором нет ропота на Бога, которое всё, что случается в жизни, принимает как от руки Божией, с полным доверием, с всецелым сыновним послуша­нием, как волю своего Небесного Отца. «Твори со мною, Господи, волю Твою», – это голос чистого сердца. Этот мир – достояние той души, которая напоена благодарной любовью к своему Господу за все бесчисленные благодеяния Божии. С таким святым миром в душе умирал св. Симеон Богоприимец: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром».

Мир Божий – это мир со своею совестью. О, мы знаем со священных страниц Библии еще о первом на земле убийце Каине, который после своего преступления – убийства брата Авеля – не находил себе места на земле, скитаясь до самой смерти. «Нечестивым нет мира», – говорит Гос­подь (Ис. 48:22). Знаем мы из житий святых о таких же муках совести у бывших тяжкими грешниками: Марии Египетской – блудницы, Варвара – разбойника, Вонифатия – павшего во многих грехах, которые также сгорали в огне этой обличающей совести, но нашли у ног Божиих прощение, полное утоление своих страданий, вечный мир и покой в своей последующей святой жизни.

Мир Христов – это мир христианской души в отноше­нии ближних своих. Он является сокровищем того, кто не держит против ближнего своего камня за пазухой, кто не носит в себе ни жажды личной мести или личной ненависти, ни памяти о причиненных ему обидах; в чьем сердце не живет дух осуждения, зависти, ревности, превозношения. Братская любовь и открытое перед ближними своими сердце – источник внутреннего мира и радости глубокой. «Кроткие насладятся множеством мира» (Пс. 33:11), – говорит слово Божие.

Христианину ясно, как нам приобретать такой мир.

Ведь Бог наш есть «Бог мира» (1 Кор. 14:33). Ведь «плоды Духа – любовь, радость, мир» (Гал. 5:22). Где Христос, источник мира, там и мир. Где Дух Святый, там и плод Его пребывания – мир. Стремиться приобрести этот мир – это значит стремиться к тому, чтобы Господь вселился в сердце и жил в нем согласно Своему обещанию (Ин. 14:23); это значит сердце свое сделать храмом живу­щего в нас Святого Духа (1 Кор. 6:19) и, бережно охраняя в себе это бесценное сокровище, наслаждаться плодами обитания в нас Духа Божия – радостью и миром. Это зна­чит отдать свои силы духовные исполнению заповедей Божиих и прежде всего любви и изгнанию греха из своего сердца!

И Святая Церковь, обращаясь к вам со словами: «Мир всем», и желает вам этого мира, и вместе с благословением пастырским или архиерейским этот мир ниспосылает в открытые перед нею верующие сердца, а вы наклоняете при этом головы свои в знак принятия в себя этого благо­словения Божия.

Будем стремиться к этому миру всей своей душой. Будем искать его своей верой, своим полным послушанием Божией воле, своей любовью к Небесному Отцу, своим покаянием в вольных и невольных грехопадениях своих, своею молитвою, своими добрыми делами и чистым сердцем в отношении своих ближних.

В этом мире – источник силы духа и опора во всех жизненных бурях, невзгодах и болезнях. Над головами нашими проносятся страшные бури житейские, а если в сердце Христос, то с Ним и мир и вместе с миром в сердце всегда свет, и тепло, и покой.

Да будет же во всех вас этот мир Христов! Мир всем!

Источник: Николай (Ярушевич), митр. Слова, речи, послания (1941-1946). М., Изд. МП РПЦ, 1947.


8 апреля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.