Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О слепоте душевной

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О слепоте душевной

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Один слепой просил милостыню на пути, по которому проходил Иисус Христос в Иерихон. Услышав от людей, что идет Иисус Христос, слепой воскликнул: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя!» Господь подозвал и спросил его, что ему надобно. «Я желаю, Господи, прозреть». Иисус сказал ему: «Прозри! Вера твоя спасла тебя!» [1] Горько на свете жить без очей телесных: не видеть света и людей, не видеть, что делается перед нами и вокруг нас; не видеть ласковых взглядов родных и друзей; не видеть солнца, луны и звезд, не видеть веселых рощ, полей и цве­тов, не видеть всего, что есть приятнейшего и прекраснейшего на свете для очей человеческих. Но гораздо бедственнее, гораздо при­скорбнее, имея телесные очи, не иметь душевных: не знать дел Божиих, которые Господь сотворил и творит для спасения человека; не отличать добра от зла, предпочитать последнее первому, отвергать помощь Божию. Бросаться на все вредное и смертоносное; пред­почитать землю небу, смерть — жизни, ад — раю, временные удо­вольствия — вечному блаженству.

Не крайне ли, например, слеп тот, кто думает о себе много, на­ходит в себе совершенства, которых другие не находят; видит доб­родетели, которых другие не видят; имея сердце злое, надменное, тщеславное, жадное, завистливое, считает себя добрым, кротким, смиренным, щедрым, милостивым и воздержным. Уверяйте его, что гордость есть страшный грех, через который диавол потерял небо, что гордым и самолюбивым Бог противится, а смиренным дает благодать [2], что гордых фарисеев Господь часто и явно укорял, — но этот слепой не поверит вам. Уверяйте вы гневливого в том, что кто гневается на брата своего, тот подлежит, как говорит Господь, геенне огненной [3], что свирепость человека уподобляет разъяренному зверю и что от гнева человек сохнет, худеет и впадает в неизлечимую болезнь — чахотку, но он не поверит словам вашим, не переменит своего гневливого нрава.

Не крайняя ли слепота, если человека уверяют, что он за всякое пустое, праздное, грешное, соблазнительное слово будет неминуемо отвечать перед Богом, что он собирает через это над головой своей гнев Божий, что Господь все слышит, все знает, все записывает че­рез ангела, что ни одно пустое слово не останется без наказания, а он ничему этому не верит и по привычке постоянно грешит своим языком и, по упорству и по развращению сердца, слушать ничего не хочет? Это верх слепоты душевной.

Уверяйте скупого, что он на свете самый бесполезный человек, что он при своем сокровище мог бы быть и сам доволен, и другие, что он, жертвуя на бедных, стяжал бы себе Царство Небесное, — но он вас ни за что не послушает. Не крайняя ли слепота, когда чело­век, ежедневно заботясь об умножении своего богатства, употребля­ет хитрость, обман? Обыгрывает соседа, отнимает богатство у друга, делает начеты, выдумывает убытки, которые сам по безрассудству наделал, налагает проценты на все то, что сам роскошно расточил. Уверяйте его, что все чужое не есть его, каким бы образом он все то ни приобрел, что все это есть похищение, воровство, нарушение запо­веди Божией: «не кради», что он за все это заплатит потерей спасе­ния. Уверяйте вы завистников, лихоимцев, любостяжателей, что они Царства Небесного не наследуют, как об этом ясно сказано в Свя­щенном Писании [4], — они вам не поверят и станут еще возражать: «Можно ли не брать проценты, не умножать лихвы? Это все дела­ют». Они даже поносят того, кто говорит им противное. Уверяйте вы лихоимца, что Господь грозит геенной тому, кто ищет всевозможные, даже непозволительные случаи отбирать деньги, отнимать, обманы­вать, употреблять хитрость для того только, чтобы воспользоваться чужой собственностью, — он вам не поверит и слушать не захочет. Уверяйте, что вечное горе грозит мздоимцам, ибо, по Священному Писанию, они Царствия Божия не наследуют [5], — но они вам не поверят, не послушают вас. Они не боятся ни строгого суда челове­ческого, ни страшнейшего Божеского. Уверяйте вы сластолюбца, что все болезни чрева происходят от объедения, что болезни головы, глаз и ног — от пьянства, а языка и уст — от сластолюбия, но он вам не поверит. Напрасно вы будете приводить слова Божии из Писаний, что эти грехи искупаются только продолжительным постом, обиль­ными слезами, самоотвержением, милостыней.

Уверяйте вы пьяницу, что пьянство есть тяжкий грех, что жгу­чие напитки, сжигая душу и тело здесь, на земле, уготовляют адские мучения там, за гробом, — но ни слезы жены, ни рыдание детей, ни мольбы друзей, ни слова пастырей, — ничто на него не подействует. Уверяйте его, что он слеп, но это тщетное уверение.

Есть люди, которые ни в чем не видят Творца и Промыслителя мира. Ни видимая природа, ни осязательные события, в которых явно видна рука Божия, ни чудеса, прерывающие законы естества, — ни­что не обращает ума и сердца их к Богу. Не думайте, что неверие основывает свои выводы на каких-либо неоспоримых данных, нет, главная опора неверия — нечестие сердца. Начало премудрости — страх Господень[6] Нет страха Божия — нет и премудрости. В злохудую душу не войдет премудрость, потому что она отвращается от нее. Как плотоугоднику не глумиться над учением Христа о само­отвержении? Как не отрицать ему учения о будущей жизни, вечных мучениях? Приятно ли человеку, поставившему целью жизни нажи­ву, а не христианское учение о нестяжательности? Понравится ли честолюбцу Тот, Который обещал Своим последователям не почести, не славу, а гонения? «Почему вы не понимаете речи Моей?» — спросил Спаситель иудеев. И Сам ответил: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога»[7] Вот коренная, вековечная причина неверия — этой слепо­ты духовной, которая при нашем нерадении к святой православной вере может прогневать милосердие Божие и довести нас до ужасных губительных последствий. Поэтому будем всеми духовными сила­ми, покаянием, усердной молитвой, частым достойным причащени­ем святых Христовых Тайн, милостыней и милосердием укреплять в себе святую веру, чтобы унаследовать вечную жизнь. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2014. 


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ср.: Лк. 18, 38-42.

[2] Иак. 4, 6.

[3] Мф. 5, 22.

[4] См.: Гал. 5, 20-21.

[5] 1 Кор. 6, 10.

[6] Пс. 110, 10. Притч. 1, 7.

[7] Ин. 8:43, 47.


STSL.Ru


26 января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.