Проповедь в Неделю 6-ю по Пятидесятнице. Архимандрит Илия (Рейзмир)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Грехи наши разлучают нас с Богом, как говорит святой пророк (см.: Ис. 59:2). Эту истину ясно раскрывает нам еван­гельское повествование об исцелении Господом расслабленного в Капернауме.

capernaum-slabanog.jpg

Икона «Исцеление расслабленного». Капернаум, церковь Двенадцати апостолов

Когда Спаситель учил, возле Него собралось множество народа. И вот родственники или другие сострадательные люди принесли к Нему расслабленного, положенного на постель. Это был человек, пораженный сильным параличом, вовсе не владеющий членами и, кажется, лишенный языка. Видимо, он хотел во что бы то ни стало пробраться к Божественному Учителю и Чудотворцу. Святые еванге­листы Марк и Лука рассказывают, что принесшие не могли протис­нуться сквозь толпу народа, чтобы войти в дверь, а потому подня­лись с больным на крышу дома, раскрыли ее и оттуда спустили одр с больным прямо перед Господом.

Без всяких слов они выражали этим глубокую веру свою. Спаси­тель, говорит святитель Иоанн Златоуст, не всегда требовал веры от самих страждущих, например, когда они еще не начинали владеть умом или лишились его по причине болезни: «Но здесь и больной обнаружил свою веру. Иначе, не имея веры, он не позволил бы и спустить себя». Он же согласился бьггь поднятым на крышу и оттуда спущенным ко Христу. Так изобретательно сильное желание, так благоуспешна любовь. Подлинно, «ищущий находит и стуча­щему отворят» (Лк. 11:10).

Итак, поскольку расслабленный и принесшие его показали такую веру, то и Господь явил Свою силу. И, видя веру их, сказал Иисус расслабленному, в сознании своих грехов, может бьггь, не дерзав­шему и очей возвести к Целителю: «Дерзай, чадо! Прощаются те­бе грехи твои» (Мф. 9:2), которые так тревожат бедную душу твою. Вот на­глядный пример того, как Податель всех благ дарует нам их прежде, чем мы просим, и блага лучшие тех, которые просим. Вот видимое оправдание той истины, что молитва веры и в таинстве елеосвяще­ния может спасать болящих, как учит святой апостол Иаков: «Мо­литва веры исцелит болящего... и если он соделал грехи, про­стятся ему» (Иак. 5:15).

И, к общему изумлению, слово Спасителя влило живоносную силу в больного, ничем не владеющего, и расслабленный тотчас ис­полнил повеление Исцелителя: встал, взял постель свою и пошел в дом свой (см.: Мф. 9:7).

«Один Бог действительно дает прощение грехов, — рассуждает святитель Филарет, митрополит Московский. — За Его милосер­дием дело не станет, надо притом, чтобы не стало дело за нашею ве­рою. Но как один верует, а другой исцеляется, один верует, а другой разрешается от грехов? Дух выше плоти, благодать выше природы; а вера выше разума... Души носителей евангельского расслаблен­ного, с одной стороны, верою стремились ко Христу, с другой — че­ловеколюбием и состраданием прилеплялись к душе расслабленного; и видел Иисус веру их, и ток благодати пролился через их души на душу и тело болящего и душа расслабленного раскрылась для приня­тия благодати».

Почему расслабленный тотчас выздоровел, как только Иисус Христос простил ему грехи? Значит, наши болезни имеют тесную связь с грехами и происходят от них. В грехах — этих болезнях ду­ши — большею частью кроется причина и болезней телесных. Рас­слабление, паралич мог произойти от любострастия или от пьянства. Сердцеведец Господь видел скорбную душу больного, видел, что он больше страдал от сознания своих грехов, чем от телесного расслаб­ления; поэтому прежде всего уничтожает причину болезни — про­щает болящему его грехи, и он тотчас исцеляется.

Дорогие братия и сестры, каждый грех наш подвергает нас смер­тоносным болезням и другим бедствиям не только потому, что он есть нравственное зло и, следовательно, естественно должен иметь вредные последствия, но и потому, что удаляет нас от Бога, Источ­ника нашей жизни и всякого добра, с удалением от Которого, по словам пророка, все мятется, умирает и в персть свою возвращает­ся (см.: Пс. 103:29) и вместе с тем возбуждает в Нем праведный гнев на нас и побу­ждает Его, правосудного, наказать нас грешных. Возмездием за грех, по закону правосудия Божия, обыкновенно бывает смерть, болезнь или какое-нибудь другое бедствие, посылаемое Богом с той целью, чтобы мы, почувствовав это наказание, раскаялись в своих грехах. Поэтому премудрый сын Сирахов говорит: «Огонь и град, голод и смерть — все это создано для отомщения грешникам» (Сир. 39:36). Подобное говорит святой апостол Павел: «Тем, которые упорст­вуют и не покоряются истине, но предаются неправде, — ярость и гнев. Скорбь и теснота всякой душе человека делающего злое...» (Рим. 2:8-9). Теперь становится понятным, почему расслабленный тотчас выздоровел, когда Спаситель простил ему грехи. Болезнь этого человека, от чего бы она, по-видимому, ни происходила, имела главным началом своим грех, с которым все мы рождаемся (см.: Пс. 50:7) и кото­рый потом увеличиваем разными беззакониями и растленной своей волей. Поэтому когда Сын Божий уничтожил эту главную причину болезни расслабленного, — простил ему грехи, то, естественно, должна была прекратиться болезнь этого человека, и он выздоровел. Тут невольно воскликнешь с Псалмопевцем: «Блажен, кому отпу­щены беззакония и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которо­му Господь не вменит греха» (Пс. 31:1-2).

Итак, дорогие братия и сестры, будем твердо помнить, что грехи наши есть величайшее для нас зло. От них, главным образом, проис­ходят наши бедствия, болезнь и сама смерть. Поэтому будем ста­раться избегать их, чтобы не прогневать ими Господа и не навлечь на себя несчастия. Если же нам по человеческой немощи и неосмот­рительности или по сильному искушению и соблазну случится согре­шить, то не будем оставаться во грехе и услаждаться им, но тотчас обратимся с покаянием к Богу и станем усердно молить Его о про­щении, с верой и упованием на Его милосердие. И Он речет каждо­му из нас, как сказал расслабленному: «Дерзай чадо, прощаются тебе грехи твои», а вместе уврачует нас от всех наших душевных и телесных недугов, по великой Своей милости. Аминь.

Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010. - С. 245-248.


19 июля 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».