Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Архимандрит Никодим, в схиме Никон (Деев; † 2020)

Проповедь на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Архимандрит Никодим, в схиме Никон (Деев; † 2020)

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

После Вознесения Господа Иисуса Христа на небо Пресвятая Дева Мария жила в доме возлюбленного ученика Христова Иоанна Богослова. Здесь она проводила время в посте, молитве и чтении священных книг, творя дела милосердия всем к Ней прибегающим и с нетерпением ожидая этого часа, когда душа Ея соединится с Ея возлюбленным Сыном. Святое Предание времен апостольских говорит, что когда наступило время отшествия из мира сего Пресвятой Деве, Господь Вседержитель послал Ей Гавриила, одного из Архистратигов Сил Небесных. Послал для того, чтобы чудный предстатель Славы Божией, возвестивший Ей некогда бессеменное зачатие, теперь воззвал Ее в Небесное жилище, возвестил Ей, что светлая обитель в дому Отца Небесного для Нее уже готова, что час блаженного соединения Ея с Сыном Своим и Богом приспел.

Из апостольского Предания, дошедшего до наших времен, известно, что в день Успения Божией Матери никого из апостолов в Иерусалиме не было, все они исполняли заповедь Христову, давно уже рассеяны были по разным странам и народам, проповедуя Евангелие Царствия Божия, которое через них возвещаемо было всей твари во всех концах мира и оглашаемо было проповедию о Христе распятом. Но ко времени кончины Богоматери почти все проповедники Евангелия особенным действием силы Вседержителя собираются во Иерусалим и являются в дом Пречистыя, дабы воздать Ей честь погребения. Ибо только одни апостолы могли боголепно послужить Святейшей Деве в досточудном Ея исшествии от земли на небо. Ибо только рукам Ея Божественного Сына достойно были прикоснуться к пренепорочному телу Матери Бога Слова. Ибо только их богоглаголивыя уста могли воспеть исходныя песни Избранней от всех родов. Святые апостолы, похоронив Ея тело в Гефсимании, не отходили от погребальной пещеры, день и ночь воссылая молитвы и сливая звуки своих псалмопений с голосами небесных сил, ублажавших в то же время Пренепорочную Богоматерь. Апостол Фома, по устроению Божию не бывший при Ея погребении и явившийся уже на третий день, скорбел и плакал о том, что не удостоился получить, как другие, последнее благословение Пречистой Богородицы и проститься с Ней. Прочие апостолы, желая доставить ему отраду, решились открыть гробницу, чтобы Фома воздал последнее целование досточтимому телу. Но как они все были поражены и удивились, когда, отвалив камень от пещеры, увидели ее пустою. В недоумении о таком событии пробыли они до вечера, и когда после вечерней трапезы встали на молитву, вдруг узрели Пречистую Деву на воздухе живую, окруженную множеством ангелов, и услышали Ея сладостный голос: «Радуйтесь, Я с вами есмь во вся дни». Тогда они уверились, что Дева Мария воскресла и вознесена была на небо.

Пресвятая Дева Мария прожила на земле более шестидесяти лет и в своей земной жизни Она оставила нам пример великого терпения. Богоносец Симеон по откровению Святого Духа предсказал Ей: «Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле, Тебе же Самой душу пройдет оружие». Указывая этими словами на великие скорби и болезни сердечные, которые Она имела перенести как Матерь Сына, пришедшего в мир, чтобы Своими страданиями и смертию спасти род человеческий. И каких скорбей и болезней не испытывала Матерь Божия, когда видела гонения, воздвигаемые против Сына Ея Иисуса; когда смотрела как преследовали Его иудеи – народ и правители; когда видела как предан Он был вероломным учеником; судим был Первосвященниками и книжниками, Иродом и Пилатом; влачим был из судилища в судилище, поругаем и мучим был воинами? Каких страданий не испытала душа Марии, когда смотрела Она, как Сладчайший Сын Ея Иисус, радость и надежда сердца Ея, поруганный и измученный шел на место казни, на Голгофу? Сам нес на своих плечах орудие казни и изнемогал под тяжестью Креста; как Он пригвожден был ко Кресту и распростертый висел на нем; как Он вися на Кресте пред лицем неба и земли тяжко страдал и мучился в болезнях смертных? Кто изобразит всю глубину душевных страданий Марии, которые претерпела Она, когда стояла у Креста и взирала на страдающего и умирающего на Кресте Своего Единородного, возлюбленного Сына Иисуса?..

И вот, братия и сестры, в празднуемый ныне день – день преставления Пречистой – оканчивается Ея слезное ожидание и делание. С минуты прехождения Ея от земли на небо начинается и открывается пред очами всей вселенной Ея неземное величие, Ея слава и блаженство. В минуту Ея успения подвиглось самое небо, и Господь славы со множеством ангелов и святых Сам нисшел во сретение Своей Пренепорочной Матери, чтобы явить всем векам и временам то величие, которое благодатная Мария достигла подвигом Своего смирения и святости жизни. Такова слава, таково величие и блаженство Пренепорочной Богоматери в досточудном Ея успении.

А что сказать о той славе, которая воздается Ей со дня кончины до ныне во всех концах вселенной? Везде, где только славится имя Христово, имя Приснодевы находило и находит самое благоговейное чествование и поклонение. Не везде ли воздвигались и воздвигаются алтари и храмы в Ея честь и славу и возносятся самые теплые молитвы к Ней, как к Заступнице рода христианского? Она всегда была и есть отрада скорбящих, утешение плачущих, покров сирых и скорое заступление грешников кающихся и крепкое утверждение подвижников изнемогающих. И не только один мир христианский так верует в силу молитв Пренепорочной, чествует и ублажает Ее. Имя Марии, как помощницы в нуждах и утешительницы в скорбех и напастях, благоговейно чтится и прославляется среди неверных. В Гефсиманском храме в Иерусалиме, при самом гробе Владычицы есть стена, особо огражденное место, куда постоянно приходят на поклонение Ей мусульмане. А в Константинополе есть храм, посвященный имени Пречистой и известный под именем «Живоносного источника», выстроенный при пособии одного из известных султанов турецких и каждую пятницу посещается множеством поклонников без различия веры и исповеданий. Так везде и всегда прославляют Матерь Божию все племена земные, Ея заступничество чудесное и милостивое, которое Господь творил и творит по Ея молитвам.

Прославим и ублажим Пренепорочную и мы, братия и сестры. Прославим, не ограничиваясь похвалением и прославлением только словесным. Достойное благохваление и прославление Той, Которая уже прославлена Самим Богом, состоит не в словах красивых, но в делах благочестия, в подражании Ея святой жизни. Если вы хотите прославить, возвеличить и ублажить Матерь Божию благочестно и досточудно, то идите в жизни тем путем Господним, которым и Она шла, неся Свой крест, укрепляясь молитвою и упованием и украшаясь смирением, чистотою и преданностью в волю Божию. Побеждайте все соблазны и искушения мира, избегайте греха, сейте доколе есть время и взращивайте в себе все святое и богоугодное. Пусть каждый из вас помнит, что Царствие Божие нудится, то есть берется трудом неослабным, и те только его восхищают, кто ищет его здесь своей истинно христианской благочестивой жизнью. Аминь.


28 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».