Проповедь благочинного Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла после акафиста Божией Матери в седмицу 27-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершали акафистное пение Божией Матери в память акафистного пения, которое совершал преподобный и богоносный отец наш Сергий игумен Радонежский. Именно с пятницы на субботу, совершая песнопения в честь Божией Матери, преподобный Сергий был удостоен явления Пречистой. Мы с вами живем спустя более чем шестьсот лет с тех пор, как это произошло. Матерь Божия после этого являлась неоднократно разным преподобным отцам, живущем на сей земле. Повествование об этом сохранили жития святых. Пресвятая Богородица являлась преподобному Серафиму Саровскому в девятнадцатом веке.

~ Икона Явление прп.Сергию Пресвятой Богородицы мон. Иулиании Соколовой Серапионова палатка Троицк.cобора ТСЛ.JPG

Явление Божией Матери преподобному Сергию.
Икона 
Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Для чего и почему Матерь Божия является человеку? Почему нам с вами не являются святые и Божия Матерь? Чаще всего человек не обращает внимание на то, что чистое может явиться чистому, чтобы человека не ввергнуть в еще более тяжелое состояние помрачения. Увидев свет Пречистой Владычицы, человек может просто ослепнуть.

Чтобы видеть красоту тварного мира, который окружает нас, у нас должны быть глаза. Чтобы видеть красоту микромира, нам нужен микроскоп. Чтобы видеть макромир и его красоту, мы должны иметь хороший телескоп. В жизни христианина, чтобы видеть святых он должен иметь чистое сердце. Если сердце будет чисто, то человек может увидеть святых и Пречистую Владычицу, а если оно наполнено нечистотой, то он не увидит ничего. Поэтому чаще всего человек не видит никого и ничего, потому что сердце его настолько грязно и наполнено всякими страстями и пороками, что он даже, бывает, не замечает их. Он думает, что состояние порока и греха - это его естественное состояние. В наше время мы с вами видим и слышим, как восхваляется сам порок и сам грех.

Для того, чтобы быть ближе к святым, человек должен очищать свое сердце. Кто-то скажет: «Да, я хочу очиститься. Как мне быть? Ему скажут: «Читай Евангелие каждый день, кайся в своих грехах, открывай свое сердце на исповеди с покаянным чувством, и ты достигнешь этого видения святых. Но он скажет: «Я так поступаю уже неделю, две, три». Нет, дорогие мои, через неделю мы с вами не сможем очистить себя. Это точно. Преподобный Макарий Великий очищал свое сердце десять лет и стал Великим Макарием. Преподобный Антоний Великий двадцать лет трудился, чтобы стяжать совершенство.

Но главное, как говорили преподобные: «Не важно творить чудеса и видеть святых, а самое главное видеть свои грехи и свое сердце». Если человек взирает на свое сердце и заботиться о его чистоте, то Господь подаст эту чистоту человеку, стремящемуся к этому. Но для этого нужно показать свое желание, что добывается ничем иным как постоянством в добре. Святые люди стали таковыми, потому что они постоянно прилежали к добру, постоянно исполняли Заповеди Христа Спасителя. Они читали Евангелие не по одной строчке и исполняли написанное. Преподобный Серафим Саровский прочитывал весь Новый Завет за одну неделю. Это длилось не день, ни год, ни два, а в течение всей его жизни.

Если мы с вами внимательно будем вчитываться в слова Священного Писания, то Господь очистит нас и поможет нам идти путем евангельским, убегать от греха, не проповедовать жизнь греховную, а идти жизнью святых и праведных, которой прошли многие. И тогда в нужное время, Господь, если это будет нам нужно, даст откровение своих истин через святых, через явления, которые мы сможем перенести и пережить. Если мы вами сейчас увидим святого человека, явление из того мира, то чаще всего можем возгордиться: «Я святых вижу». Этим самым впадем в страшную прелесть. Главное - видеть свое сердце, ибо это реальное видение того, что сейчас происходит с тобой, что сейчас ты делаешь, о чем ты сейчас мыслишь.

Если человек не будет этого делать, не будет взирать на свое сердце, а будет искать разные видения, то он их получит. Бесы быстро ему нарисуют разные видения, и обманут этого человека. Мы знаем в истории много случаев, когда такому человеку они являлись в виде ангелов света, и человек шел за этим бесом и погибал. И Господь, зная это, с самого начала нашей жизни бережет нас, не давая нам увидеть святых, чтобы не впасть в эту страшную прелесть греха - гордость.

Будем смотреть на свое сердце, будем смирять себя. Видя свои грехи, будем стараться очистить себя, помятуя пример мытаря и взывая: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. Гл. 18, 13). Аминь.  



1 апреля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.