Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. Архимандрит Виталий (Мешков)

Слово в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых. Архимандрит Виталий (Мешков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братия и сестры! Господь Иисус Христос, приняв на Себя наши грехи, Крестною смертью совершил дело Искупления всего рода человеческого – примирил человека с Богом, из чада гнева снова соделал его чадом Божиим. Тридневным Своим Воскресением Он явил Божественную победу над смертью, стал Первенцем нашего будущего всеобщего воскресения, положил начало прославлению человеческого естества. Вознесшись на небо с Пречистою Своею Плотию и воссев одесную Бога Отца, Христос вознес и прославил человечество, отверз двери Царства Небесного, уготовил в нем множество обителей, в которые призывает последовать за Ним всех верующих. Он послал в мир Духа Святого, с тех пор живущего и непрестанно действующего в Церкви Христовой, Своею всеосвящающей благодатию помогающей людям усваивать плоды совершенного Христом на Кресте Искупления и соделывать личное спасение.

Следуя зову Спасителя: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34), люди отверглись своей злой воли и, всецело предав себя благой воле Божией, приняли на себя посылаемый каждому от Господа жизненный крест и последовали за Христом. Пройдя за Ним тесным путем крестоношения, они житием своим угодили Богу, сподобились прославления от Него и ныне наслаждаются лицезрением Славы Божией в небесных обителях. Великое множество их составляет сонм святых, от века Богу благоугодивших, и вместе с чинами ангельскими они именуются Церковью Небесною, торжествующею.

Заключительный день памяти важнейших событий, определивших наше спасение, – Голгофских страданий Христа, Его тридневного Воскресения, славного Вознесения на небо и Сошествия Святого Духа на апостолов – Святая Церковь посвящает прославлению всех святых, от века Богу угодивших. Ведь именно ради того, чтобы дать людям возможность достигнуть святости и наследовать Царство Небесное, Христос претерпел Крестную смерть, Воскрес из мертвых, Вознесся на небо и ниспослал в мир Духа Святого.

Общее прославление всех святых совершается и потому, что в их сонме есть много тайных угодников Божиих, имена которых Церкви неизвестны. К лику святых эти люди не причислены, однако уже прославлены Богом на небесах. Чтобы не быть по отношению к ним непамятливыми, земная Церковь прославляет их сегодня вместе с известными ей всеми святыми.


Икона Всех святых

Дорогие братия и сестры! Воистину неисчислим сонм святых угодников Божиих! Среди них: старцы и старицы, мужи и жены, юноши и девы, отроки и отроковицы – люди разного звания: духовного – от Патриархов до диаконов и простых монахов, мирского – знаменитые и безвестные люди, жившие в различные исторические эпохи от древнейших ветхозаветных времен и до наших дней.

Эти люди шли к Богу, и каждый из них соделывал свое спасение соответственно своему духовному призванию. Один угодил Богу проповедью слова Божия и распространением веры Христовой, другие засвидетельствовали свою верность Христу мученическим пролитием крови, третьи, отрекшись от мира, посвятили себя Богу, предавались постоянной молитве и умерщвляли свою плоть подвигами крайнего воздержания, иные и, оставаясь в миру, угодили Богу своею праведною и благочестивою жизнью.

Всех их объединила твердая вера во Христа, не знавшая сомнений, надежда на Него и горячая всеобъемлющая любовь к Нему. Христос, Его Божественная Личность, Его спасительное учение – вот что питало умы и сердца всех святых. Ради Господа и скорейшего соединения с Ним они, по Его заповеди, шли на многоразличные подвиги, с радостью претерпевали лишения, обиды, скорби, поношения, болезни, а многие из них добровольно предавали себя на мученическую смерть. Ничто не могло остановить этих людей на пути следования за Христом. Возлюбив Спасителя всем сердцем, душею и помышлениями, они сохранили любовь и верность Ему и Его учению до конца своей жизни. Их упования не были тщетными, а по преставлении своем они теснейшим образом соединились о Господе в Царстве Небесном, объединились друг с другом и соединились с Главою этого Царства Христом Спасителем. Исполнилось то, к чему они так ревностно стремились в земной своей жизни. Ныне все святые, от века Богу благоугодившие, в едином сонме святых угодников Божиих являют Небесную торжествующую Церковь, Глава которой – Сам Христос Спаситель, наслаждаются неизреченным блаженством лицезрения Его Божественной Славы.

Дорогие братия и сестры! Церковь Христова едина. Все святые составляют ее Небесную, торжествующую часть, мы же, верующие христиане, – земную. Но пребывание наше здесь временно. По словам Святого Писания, «странник я на земле» (Пс. 118:19). «Странники мы пред Тобою и пришельцы» (1 Пар. 29:15); «наше жительство – на небесах» (Флп. 3:20), «где Христос сидит одесную Бога» (Кол. 3:1), где Его Пречистая Матерь, где все святые угодники Божии. И нам уготованы там обители многи, ибо и мы по слову апостола, «сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19).


Архимандрит Виталий (Мешков). Фото 2014 г.

Можем ли мы, грешные, надеяться на жительство со святыми в Царствии Небесном, ведь туда ничто скверное не входит? Отягощенные грехом – нет. Но у нас есть возможность соделать себя достойными небесного блаженства. Порукой тому служит пример ныне прославляемых всех святых. Они святыми не родились. Подобно нам, они явились на свет греховно-немощными, с поврежденными разумом и волею, со склонною ко греху плотию, подверженными соблазнам и искушениям. Однако они деятельно боролись со грехом силою благодати Божией, укрощали в себе греховные страсти воздержанием, распинали плоть свою со страстьми и похотьми самоотвержением, побежали все искушения терпением и страхом Божиим. В суровой борьбе они достигли той святости, к которой призывает святой апостол Петр: «по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках… потому что Я свят» (1 Пет. 1:15–16), и другой апостол: «ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Сол. 4:3).

И мы с вами, дорогие братия и сестры, можем и должны стремиться к тому, чего достигли святые. У нас есть те же благодатные средства, какие имели и они. В таинстве Крещения мы также возрождаемся духовным рождением, очищаемся и оправдываемся Кровию Христовою, как возродились и оправдались все святые; в таинстве Миропомазания мы освящаемся Духом Святым, которым и они освятились. В таинстве Причащения мы становимся членами Тела Христова, членами Которого являются и они; в Таинстве Покаяния и нам дана возможность очищаться от всей греховной скверны; и от нас не сокрыто Слово Божие, могущее умудрить каждого во спасение, иначе говоря, по словам апостола, «от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия» (2 Пет. 1:3).

Дорогие братия и сестры! Чтобы жительствовать со святыми на небе, мы должны, прибегая к помощи благодати Божией, подражать им здесь, на земле, по слову апостола, «будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1).

Следовать им мы должны не только в вере, но и в жизни. Нам надо усвоить их святые обычаи и нравы, их образ мыслей и чувствования, их святые дела и непреклонную твердость в исполнении заповедей Божиих, их ревность к сохранению и очищению себя от всякой скверны плоти и духа слезами покаяния и умиления сердечного, молитвами, подвигами и трудами.

Святые угодники – предтечи наши на пути к небу, они наши путеводители и помощники на этом пути, и наши предстатели и молитвенники за нас пред Престолом Божиим.

Путь спасения тяжел. На этом пути стоит злая сила, искони старающаяся направить человеческие сердца на зло, осквернить их грехом. И не под силу была бы человеку эта борьба, если бы не этот чудный сонм небесных помощников. Ведь они сами вынесли на себе эту же борьбу и преодолели, победили зло. И теперь, живя любовью, они помогают нам в той же борьбе за вечное спасение. Ибо в Церкви Христовой все – и живые и отшедшие чада ее – одно тело, животворимое одним Духом Божиим, все братия; любовь – общая, связующая всех, не знает пределов, т.е. смерти, и праведные и чистые, любовью жившие и живущие души святых угодников, близки нам.

Мы не одиноки здесь, в мире борьбы. С нами целый сонм лучших людей, когда-то живших на земле; людей, одушевленных верой, живших любовью, сиявших праведностью; сонм святых людей, готовых прийти к нам на помощь в любую минуту. Отвернемся ли мы от этой помощи? Отстранимся ли от той духовной поддержки, которую по естественной близости и любви Христовой готовы дать нам наши небесные братья – святые угодники? Не с радостью ли, не с благодарностью ли нам нужно принять эту милость к нам Божию, даруемую в лице святых угодников, своим примером вдохновляющих нас, своим предстательством за нас помогающих нам?

Будем, дорогие братия и сестры, с надеждой взирать на них нашими духовными очами, будем учиться у них жизни по Богу, будем подражать им в борьбе со злом и искушениями, будем просить их помощи и предстательства и верить, что по молитвам их Господь и нас приведет земным путем, непреткновенным от зла, в Свое Небесное Царство, и тогда мы соединимся со святыми о Господе в едином сонме от века Богу благоугодивших и вместе с ними насладимся неизреченным блаженством лицезрения Божественной Славы Христа Спасителя. Аминь.


14 июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».