Проповедь в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Архимандрит Матфей (Мормыль)

Проповедь в день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Архимандрит Матфей (Мормыль)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Бог любы есть, и пребываяй в любви, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает (1 Ин. 4:16).

“Сад чистоты, миро благовония паки возсия нам”, братья и сестры, в пришедший праздник, в который мы молитвенно прославляем того, кто более полувека распространял благовествование Христово в союзе мира и любви и разгонял “надлежащую мглу языков”... И разве можно выразить словами все то, что совершил своею святою “ревностию по Бозе” святой апостол Иоанн? “Величия твоя, девственниче, кто повесть? — поем мы устами Святой Церкви. — Точиши бо чудеса и изливаеши исцеления, и молишься о душах наших яко Богослов и друг Христов”.

Святой апостол Иоанн является первым совершеннейшим Богословом, завершительным камнем свода церковного — богооткровенной истины и христианской жизни. Его сердце горело любовью к Богу и ближним, было полно небесного чувства и пламени Божественного. Любовь — вот что является началом истинного боговедения и главной основой христианской просветительной деятельности святого евангелиста.

Благодаря своей любви он стал, по словам одной из стихир, “зрителем неизреченным откровений и сказателем вышних Божиих Таин”.

Озаряемый светом и духом этой любви, он возвестил нам, что Бог есть «свет истинный» (Ин. 1:9) и нам надо быть «чадами света. Бог есть дух» (Ин. 4:24), — говорит святой апостол; поэтому и мы должны родиться в духе и жить в духе, чтобы войти в Царствие Божие.

Как наперсник и друг Христов, святой апостол Иоанн «был в Боге и Бог был в нем», поэтому и возвещает, что «Бог любы есть» (1 Ин. 4:16). Любовь Божия к нам является основным предметом христианского вероучения, а любовь наша к Богу есть основа христианского нравоучения и корень всех добродетелей.


Архимандрит Матфей (Мормыль)

«Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онъ не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3:16).

Как мудрость христианская есть «премудрость свыше» (Иак. 3:17), так и любовь христианская проистекла и истекает из Небесного Источника любви Божественной. Только живая и непрерывная связь любви христианской с любовью Божественною делает первую исполненной милости и плодов благих.

Согреваемая и оживотворяемая любовью Божественною, любовь христианина получает вышеестественную силу — творит чудные дела. Кто ны разлучит от любве Божия? — спрашивает апостол Павел, — скорбь ли, ши теснота, или гонение, ши глад, ши нагота, ши беда, ши мечь? И сам отвечает: «Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангелы, ни начала <...> ни настоящая, ни грядущая <...> ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем». (Рим. 8:35-36).

Итак, любовь христианская есть единственно достойный ответ души человеческой на высочайшую любовь Божию, проявившуюся в благодеяниях, а особенно в Искуплении. «Мы любим Его, яко Той первее возлюбил есть нас» (1 Ин. 4:19), — свидетельствует от лица искупленного человечества ныне прославляемый святой апостол.

Любовь христианская не есть одно излияние благочестивых чувств благоговения, благодарности и преданности Богу. Во всей жизни человека в неразрывном единстве с любовью к Богу должна выступать и любовь к ближнему. Заповедь о любви к ближним является выражением заповеди о любви к Богу. «Аще кто речет», — говорит апостол Иоанн, — «яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть: ибо не любяй брата своего, его же виде, Бога, Его же не виде, како может любити?» (1 Ин. 4:20). Этот-то богоучрежденный и спасительный союз обеих заповедей закона Божия и есть истинная любовь.

Только такая любовь будет милосердствующей, долготерпеливою, не ищущей зла, не радующейся о неправде, а веселящейся об истине. Только такая любовь вся покрывает и является любовью чудотворной, ибо “всякий, любящий врага своего, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — есть чудотворец!” И такая только любовь одна, которая николиже отпадает и которая будет жить вечно.

О святом Иоанне Климент Александрийский рассказывает: когда в Азии апостол обходил города, то в одном из них увидел юношу, расположенного душою к добру; святой апостол крестил его. Уходя же на проповедь, он поручил его одному епископу. Епископ, взяв юношу на свое попечение, научил его Божественным истинам, но не давал должного воспитания и предоставил его собственной воле. Вскоре юноша начал вести дурную жизнь и, увлекаемый друзьями, ушел в разбойники, которые поставили его своим начальником. Вернувшись через некоторое время, святой апостол Иоанн, узнав о жизни юноши и движимый любовью и состраданием к погибающей душе, идет в лагерь разбойников, чтобы вернуть к прежней благочестивой жизни своего юношу. Юноша, наводивший страх и ужас на проезжающих по окрестным дорогам, увидел идущего к нему святого старца, устыдился и хотел укрыться в пустыне. Святой апостол, забыв свою старость, побежал за ним, взывая: “Сын мой! обратись к отцу своему и не отчаявайся в падении своем; грехи твои я беру на себя; остановись же и подожди меня, так как Господь послал меня к тебе”. Юноша, остановившись, припал к ногам святого с трепетом и великим стыдом, не смея взглянуть ему в лицо. Святой старец поднял его с земли, с отеческой любовью обнял и лобызал и привел в город, радуясь, что нашел погибшую овцу.

Братья и сестры! Из этого примера мы видим образец христианской любви. В лице святого апостола евангелиста Иоанна Богослова живет и не умирает на земле любовь христианская, и как сказано в Священном Писании: «Изыде же слово се в братию, яко ученик той не умрет» (Ин. 21:23).

Вознесем же наши усердные молитвы к всехвальному благовестнику мира и любви, будем просить его, чтобы он возгревал в наших сердцах любовь к Богу и ближним, чтобы он охранял нас до конца жизни, чтобы мы смогли исполнить его слова:» ...Чадца моя, не любим словом ниже языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3:18). Аминь.

Архимандрит Матфей (Мормыль)


21 мая 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».