Проницательный архиерей

Проницательный архиерей

В XVIII в. особой популярностью в церковной среде пользовались труды митр. Платона. Его имя было почитаемо не толь­ко в России. Ученые из Германии, Италии, Швейцарии и Франции вели переписку со святителем, желая лучше познакомиться с духовным состоянием России. Многие знаменитые писатели отзывались с уважением о достоинствах и заслугах русского иерарха. Даже ярый противник христианства Вольтер писал: «Греко-Российская Церковь имеет проповедника по имени Платон, такие со­чиняющий проповеди, коих не постыдился бы признать своими и греческий Платон».

Как ни велика была слава, приобретенная владыкой Платоном, он никогда не прельщался ей, и когда родные и друзья указывали на нее, обыкновенно говорил:

– Услышу, что речет обо мне Господь Бог.

Он во всем оставался самим собой.

Прямодушие и чистосердечие были главными чертами митр. Платона. В людях он ценил те же черты. Его окружали по большей части люди неученые и простосер­дечные. С ними он молился и беседовал в старости своей.

Трогательно было видеть митрополита, радушно бе­седующего с братией. Одному он подавал совет, другого утешал в скорби. Долго наблюдая свет и людей, владыка хорошо изучил человеческое сердце и редко ошибался в своих заключениях.

С остроумием у митр. Платона неразлучна была проницательность. Как-то доложили владыке, что хомуты на его шестерке украдены, что ему нельзя выехать из Вифании, а потому испрашивалось его благословение на покупку хомутов. Митрополит дал распоряжение, что­бы в три часа по троекратному удару в вифанский колокол не только вся братия, но и все рабочие, даже живущие в слободках, собрались в церковь и ждали его. В четвертом часу доложили митрополиту, что все собрались. Выходит владыка. В храме уже полумрак, перед Царскими вратами, в приделе Лазаря, стоит аналой, и перед ним теплится единственная свеча. Иеромонах, приняв благословение владыки, начал чтение псалтири. Прочитав кафизму, он остановился, чтобы перевести дух, а с укрытого мраком Фавора раздается звучный архиерейский голос:

– Усердно ли молитесь?

– Усердно, Владыко.

– Все ли вы молитесь?

– Все молимся, Владыко.

– И вор молится?

– И я молюсь...

Испытывая сильное впечатление от окружающего и отрешившись мысленно от житейского, вор невольно проговорился. Им оказался кучер митрополита. Запирать­ся было нельзя, и он указал место в овраге, где спрятал хомуты.

Л. Анисов

Источник: Л. Анисов. Отец московского духовенства. СТСЛ, 2009. – С. 221-225.


11 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».