Преподобный Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, и его патриотическая деятельность

Во время бедствий русского народа, вызванных татарским на­шествием, Православная Церковь не ограничивалась одними нравственными поучениями, а давала обществу высокие примеры христианского подвига. Ранее всех и более всех святых, явившихся в Московской земле, приобрел всеобщее народное почитание преподобный Сергий, основатель знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Он получил в глазах всего народа значение Богом данного покровителя, заступника и молитвенника за всю землю Русскую. 

Преподобный игумен всегда помогал нуждающимся. Мона­стырские врата были открыты для паломников и странников. Всем оказывалось гостеприимство, материальная помощь и ду­ховное наставление. Заветы преподобного Сергия своим уче­никам — хранить веру православную, единомыслие и мир между собою, любовь нелицемерную, смирение и гостеприимство — ста­ли важнейшими заветами для всей последующей жизни троицкой братии и всего русского общества.

Гражданские и церковные историки высоко оценивают значе­ние деятельности преподобного Сергия Радонежского. Его слав­ное имя навсегда вошло в летопись нашего государства. Удаляясь от мирской суеты, пустынножитель не удалялся сердцем от свое­го земного отечества. Он всегда был радетелем своей родной зем­ли, печальником за свой родной народ, молитвенником за него и ходатаем пред Богом.

Время монгольского ига, в которое жил преподобный Сергий, было ознаменовано не только материальным разорением и внеш­ними бедствиями, но также и состоянием духовной опустошен­ности и нравственного упадка. Для того, чтобы сбросить ненавистное иго и построить проч­ное независимое государство, русскому народу надо было под­нять и укрепить нравственные силы. Эту внутреннюю миссию — нравственное воспитание народа, — послужившую подготовкой и обеспечением успехов внешней исторической миссии русско­го государства, принял на себя преподобный Сергий.

Жизнь, полная подвигов, смиренного служения ближним и благодатных явлений, дала основателю Троицкого монастыря то большое нравственное влияние, которое он оказывал на своих современников. Слава о необычном игумене далеко разошлась за пределы монастырской ограды. В Троицкий монастырь стекались князья и бояре, простые горожане и крестьяне, и никто не уходил без утешения и без мира в душе. Таким образом, пустыня превра­тилась в место благодатной помощи для всех. «Любовь нелицемер­ная» воплотилась в страннолюбии и благотворении, которыми от­личалась обитель Святой Троицы с самого ее основания.

Русский народ, воспринявший от преподобного чувство духовной крепости и нравственной бодрости, восстал против своих поработителей и после долгой и упорной борьбы победил.

Особенно широко распространилась слава преподобного Сер­гия ко времени княжения Московского великого князя Димитрия Донского, который глубоко чтил преподобного и даже пригласил его быть крестным отцом своих детей. Московский князь и свя­титель Алексий видели в Троицком игумене своего ближайшего сподвижника и поэтому часто в трудных обстоятельствах прибе­гали к нему за помощью и советом. Большую поддержку оказал им святой Сергий в деле объединения русских земель вокруг Мо­сквы, которая постепенно накапливала силы для решительной борьбы с татарами. В связи с этим необходимо отметить, что преподобного Сергия иногда называют политиком. Такое определение обще­ственной деятельности святого не совсем верно, так как вся его «политика» исходила из чувства горячей любви к страждуще­му русскому народу и Отечеству. Поэтому вернее будет игумена Сергия характеризовать как пламенного патриота своей Родины.

Радонежский подвижник особенно прославился своим активным участием в подго­товке Куликовской битвы, по­ложившей начало освобож­дению и возрождению Руси. Можно сказать, что преподобный Сергий нравственно и психо­логически подготовил эту первую крупную победу русского на­рода над татарами.

Перед выступлением в поход великий князь, полный тревог и раздумий, отправился в Троицкий монастырь за советом и бла­гословением. Здесь преподобный Сергий после обедни и трапе­зы благословил святым крестом князя и сказал: «Иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!» — а за­тем тихо добавил, обращаясь к одному Димитрию: «Победиши враги твоя...». По просьбе великого князя Димитрия святой Сергий для моральной поддержки русских ратников благо­словил на битву с ордынским войском двух своих иноков быв­ших воинов Александра Пересвета и Андрея Ослябю.

Ободренный предсказанием и благословением преподобного князь Димитрий во главе русского войска выступил в поход. Пе­ред переправой через Дон был созван военный совет. Здесь одни предлагали переправляться, а другие говорили князю Димитрию: «Не ходи, потому что врагов много, не одни татары, но и литва, и рязанцы». Князь стал колебаться. «Тут приспела грамота от Преподобного игумена Сергия с благословением от святого старца ид­ти на татар: "Чтоб еси, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и святая Богородица", — писал Сергий». Димитрий под влиянием грамоты переправил свое войско. 

Перед битвой выступил из татарского войска исполинско­го роста богатырь Челубей и стал звать русских на поединок. На­встречу ему вышел троицкий инок Александр Пересвет. Голова его была накрыта не шлемом, а схимой, возложенной на него свя­тым Сергием. На прощание он сказал: «Отцы и братья, прости­те меня грешного! Брат Ослябя, моли за меня Бога! Преподобие Сергие, помогай мне молитвою твоею!» После этого он сразился с татарином, и оба пали замертво. Подвигом самопо­жертвования инок Сергиевой обители показал русским воинам пример евангельской любви, положив душу свою за ближних. Ку­ликовская битва, как и предсказывал игумен Сергий, закончилась полной победой русского оружия. 

Уже будучи старцем, Сергий по просьбе великого князя хо­дил пешком в Рязань, чтобы примирить князя Олега Ивановича с Москвой. Этот воинственный князь часто опустошал москов­ские владения и не хотел слушать разговоров о мире. И только святому Сергию удалось переменить свирепость его на кротость. Олег заключил с московским князем вечный мир, ко­торый впоследствии был даже скреплен семейным союзом: сын Олега женился на дочери Димитрия. 19 мая 1389 г. ав­ва Сергий присутствовал при смерти князя Димитрия Донско­го. Здесь он подписал его завещание, где впервые устанавливал­ся новый порядок наследования великого княжения — от отца к сыну.

Такова была многотрудная и многополезная патриотическая и миротворческая деятельность Преподобного Сергия, направ­ленная на благо дорогого ему Отечества и русского народа. Он был при жизни великим печальником за Русь и по своей блажен­ной кончине стал молитвенником за нее пред Богом.

Прот. Анатолий Лазарев

Источник: Прот. Анатолий Лазарев. Троице-Сергиева обитель в истории Русской Церкви и государства. - М.: Издательский дом «Никея», 2015. 




5 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».