Преподобный Сергий-миротворец в русских междуусобицах

Отечество мое! Россия! 
В тебе дух старины живет! 
И ни одна еще стихия 
Не победила твой народ! 
Из тьмы веков ты восставала 
И становилась все сильней. 
Святая Русь — твое начало, 
И преподобный Сергий в ней!

С. Никулина


В 2014 году Россия и весь православный мир отмечают 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. Наверное, есть какая-то непостижи­мая тайна в том, что такие духовные светочи приходят на русскую землю в самые тяжелые ее времена, тогда, когда они жизненно необ­ходимы русскому народу, русской земле. В.О. Ключевский, один из крупнейших русских историков писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появ­лением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди 14 века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в дви­жение НРАВСТВЕНОЕ ЧУВСТВО НАРОДА, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всег­да признавалось чудесным, творческим актом». Преподобный Сергий за свои духовные подвиги кроме прочих даров стяжал от Бога «дух мирен» и примерами своей жизни показал, что такое истинное МИРОТВОР­ЧЕСТВО. О Сергии Радонежском как о миротворце сохранились известия в Летописях Нижегородской земли, а также в «Житиях святых, изложенных по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ро­стовского». Эти сведения интересны и актуальны сегодня, в годину междоусобиц на территориях, примыкающих к России с юга. Благо­даря этим сведениям, мы узнаем о деятельном участии Сергия в уми­ротворении враждующих сил и принятии решительных действий для предотвращения дальнейшего конфликта.

Увещание князя Олега, фреска  входа в Серапионову Палатку Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.jpg

Увещание князя Олега. Фреска Южного притвора 
Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В смутное и лихое время жил Сергий: читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь приехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву и тех же татар идти ра­тью на Москву. В 1358 году — Сергий убеждает ростовского князя Константина не выступать против Москвы. Более того, «князь Кон­стантин обязался после сего быть в совершенной зависимости от ве­ликого князя Московского».

Проходит год и пустынник-примиритель снова пешком отправ­ляется в путь, в Нижний Новгород. В те времена княжество Новго­родское «крепко стояло» и в сотоянии было соперничать с Москвой. Между братьями Дмитрием и Борисом Константиновичами начались распри: Дмитрий требовал княжения в Нижнем «по-старшинству». Но Борису при поддержке ханов Ордынских удалось отстоять право на власть. Между тем, в орду съездил также и сын Дмитрия старше­го и выпросил отцу ярлык на княжение землей Владимирской, ко­торая тяготела к Москве. Но от этого ярлыка Дмитрий отказался, Уступая его Москве и продолжая настаивать на владение Нижним Новгородом. Московский князь Дмитрий Иванович (ему было всего лет, но он находился под мудрым духовным руководством митро­полита Алексия) послал в нижний послов, чтобы «братья помири­сь и разделили вотчину. Но Борис ответил высокомерным отка­зом: «князей судит только Бог. Князь знает только хана, который утвердил за ним княжение и больше подчиняться никому не желает!» И тогда «Преподобный Сергий игумен по Митрополичю слову Алексиеву и Великого Князя Дмитрия Ивановича церкви вся затво­ри». Сергий прозревает злую кончину Бориса и его детей. Борис вы­нужден был покориться, тем более что из Москвы под начальством его брата Дмитрия Суздальского пришла сильная рать. И Борис вы­шел навстречу брату с повинной (1365 год).

Благословение Дмитрия на решительное сражение против татар на Куликовом поле — тоже один из ярких примеров миротвор­чества преподобного Сергия. Междоусобицы, начавшиеся в Орде, помогли нашему Отечеству собрать все силы в единый кулак, на­чать объединяться вокруг Москвы. Но сомнения все же не покида­ли Дмитрия: войско Мамая было сильно и многочисленно. Проро­чество Сергия о победе, его духовное наставничество и присутствие Пересвета и Осляби ободрило и придало уверенность князю Дми­трию. Святой игумен укреплял мужество князя и воинов и во вре­мя самой битвы. Сергий обладал даром пророчества, прозревал чувства и мысли людей и, поэтому, «послал грамоту князю Дми­трию, благословение Святой Троицы и Богородичную просфору». Он стоял на молитве все время, пока шла битва, сообщал то, что видел своим внутренним взором и первым возвестил о победе рус­ского войска.

В 1385 году Сергий в качестве посла-миротворца отправляется в Рязань вместе со старейшими боярами. «Чудный старец долго бесе­довал с князем о спасении души, о мире и о любви, и своими тихими, кроткими, богоуветливыми речами привел его в умиление , уговорил Олега заключить вечный мир с великим князем Дмитрием».

Подписью Преподобного скреплена духовная (грамота) москов­ского князя. «В этой духовной навсегда был установлен порядок владения престолом великокняжеским: власть великокняжескую должен был наследовать от отца сын». Новый принцип престоло­наследия положил конец княжеским распрям и стал основой рос­сийской государственности.


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 


STSL.Ru


3 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.