Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, ученики преподобного Сергия

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович перед своим походом против Мамая посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с пол­чищами Мамая, то он просил у Преподобного как бы в залог обещанной ему милости Божией отпустить с ним сих двух иноков.

HZ1A0367_3.jpg

Фрагмент росписи Серапионовой палаты Троице-Сергиевой Лавры

Прп. Александр был прежде боярином Брянским, а прп. Андрей – боярином Любецким. До принятия монашества они славились как доблестные опытные воины-богатыри. Великий князь надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством смогут послужить воодушевляющим примером для его воин­ства.

Преподобный повелел Пересвету и Ослябе изготовляться на дело ратное, но в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко доблии воины Христовы!»

В полдень 20 сентября 1380 г. войска сошлись при устье р. Непрядвы. Исход битвы предвосхитил поединок двух воинов. Вызов бросил гордый богатырь-великан Челубей, родом печенег. Никто из русских витязей не ре­шался на такой подвиг. Но вскоре из полка Владимира Всеволодовича выступил схим. Александр Пересвет. Обратившись к князю и воинам, он сказал: «Не смущай­тесь: велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас равного себе; но я желаю с ним переведаться, выхожу во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небеснаго!» Доблестный инок-воин в схимнических оеждах окропил себя святой водой и попросил у всех прощения. Поединщики с копьями устремились друг на друга. Александр сразил Челубея насмерть, но и сам получил смертельную рану.

После победы на Куликовом поле великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а прп. Феодор, ученик и племянник прп. Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами. В 1398 г. вел. кн. Василий Димитриевич посылал его в Царьград с милостыней. После кончины ин. Андрей был погребен рядом со своим соратником Александром Пересветом рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Над останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были уничтожены, но в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия вновь были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановили.

В настоящее время в экспозиции РГИАМЗ находится посох из яблоневого дерева, принадлежавший схим. Александру Пересвету. Он хранился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря близ г. Скопина в 45 верстах от Куликова поля. Согласно монастырскому преданию, прп. Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника на месте будущего монастыря и отдал ему свой дорожный посох.

Прпп. Александр и Андрей были канонизированы. Память - 20 сентября и в Соборах Брянских, Московских, Радонежских святых.



Тропарь прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1

Воини христолюбивии/ и страдальцы прехвальнии,/ дивный Александре Пересвете/ и Андрее Ослябя именуемый,/ Сергия преподобнаго усерднии послушницы/ и брани Куликовския ратницы духовнии,/ силу вражию посрамившии/ и души своя за други положившии./ Молите Христа Бога/ мир Отечеству нашему даровати/ и душам нашим велию милость.


Кондак прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 7

На поли Куликове враги нечестивыя победисте/ и венцы славы увенчастеся,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ молите Христа Бога/ и нам врага рода человеческаго побеждати,/ Православие хранити,/ душам же нашим улучити велию милость.


Величание прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе

Ублажаем вас,/ святии преподобномученицы Александре и Андрее,/ и чтим святую память вашу,/ воинов христолюбивых наставницы/ и ангелов собеседницы.



20 сентября 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».