Троицкий патерик. Преподобномученик Сергий (Шеин), настоятель Петроградского подворья Троице-Сергиевой Лавры

Троицкий патерик. Преподобномученик Сергий (Шеин), настоятель Петроградского подворья Троице-Сергиевой Лавры

Преподобномученик архим. Сергий (в миру Василий Павлович Шеин) родился 30 декабря 1870 г. в дер. Колпна Новосельского уезда Тульской губернии. Во Святом Крещении был назван в честь свт. Василия Великого. Василий был десятым ребенком в семье коллежского секретаря Павла Васильевича Шеина и его супруги Натальи Акимовны. Воспитание юноши было пропитано благодатным духом церковности, сам он незадолго до своей мученической кончины говорил: «Я в Церкви с детства, постоянно около Церкви вращался, с Ней сроднился».

В 1893 г. Василий Павлович оканчивает училище правоведения и последовательно занимает ряд ответственных руководящих должностей, состоит помощником статс-секретаря в Правительствующем Совете, а в 1913 г. от своей родной Тульской губернии избирается в члены Государственной Думы IV созыва, будучи действительным статским советником. Являясь, как всякий верный русский человек, убежденным монархистом, в Думе он примыкает к фракции националистов и умеренных правых, уклоняясь, впрочем, от активной политической борьбы и работая в Комиссии по церковным делам. Общее направление Думы было в то время чуждо Церкви и самодержавию, но «любящим Бога вся поспешествуют во благое» (Рим. 8:28), и Василий Павлович стремится извлечь максимальную пользу для Церкви в тех обстоятельствах, какие попустил Господь.

В 1917–1918 гг. он входит в состав секретариата Священного Собора Православной Российской Церкви в качестве секретаря. Был последним приветствовавшим Святейшего Патриарха Тихона на его избрании 21 ноября 1917 г. В день памяти св. блгв. вел. кн. Александра Невского (30 августа 1920 г.) Василий Павлович принял постриг с именем Сергий в честь прп. Сергия Радонежского. Вскоре он принимает священство и возводится в архимандриты, а в апреле 1921 г. назначается на должность настоятеля Петроградского Патриаршего Троицкого подворья на Фонтанке. Отец Сергий нес также должность заместителя председателя правления Общества объединенных петроградских православных приходов.

Тяготы настоятельства усугублялись долгом семейным: на иждивении о. Сергия находились две сестры, оставшиеся без службы и средств к существованию и в нем одном полагавшие свою надежду. Добросовестно неся крест монашества, горя духом, о. Сергий был, по его собственным словам, лишь слабой физической нитью привязан к маловременной земной жизни.

10 июня 1922 г. в Петрограде начался «обвинительный процесс по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей». Отцу Сергию, в частности, вменялось в вину членство в Обществе православных приходов. Вина его усугублялась также «отягчающими обстоятельствами», такими как дворянское происхождение и высшее образование.

Давая показания, о. Сергий был исполнен чувства глубокого внутреннего достоинства. На вопрос о его отношении к злободневным проблемам церковно-общественной жизни отец Сергий совершенно искренне отвечал: «Церковь настолько богата разносторонней духовной жизнью, что можно найти в ней интерес и удовлетворение и вне вопросов церковно-общественной жизни».

Сокамерником на Шпалерной улице в доме предварительного заключения о. Сергия был прот. Михаил Чельцов, которому он уступил свои более удобные нары, оправдываясь тем, что «монаху не подобает нежиться». В камере они вместе читали акафисты, служили панихиды по умершим близким. Отец Сергий утешался чтением свт. Иоанна Златоуста и беседовал о прочитанном с о. Михаилом. Перед расставанием о. Сергий исповедался у прот. Михаила. В дальнейшем всю свою жизнь о. Михаил благодарил Господа за краткое знакомство с о. Сергием.

Последние слова о. Сергия, сказанные коммунистическим палачам, были: «Я ни с кем не борюсь – только с самим собою».

5 июля был оглашен приговор трибунала, по которому священномученики митр. Петроградский и Ладожский Вениамин (Казанский) и архим. Сергий (Шеин), а также миряне Юрий Новицкий и Иван Ковшаров приговаривались к расстрелу.

В ночь на 13 августа 1922 г. они, обритые и одетые в лохмотья, были расстреляны, по некоторым сведениям, на окраине Петрограда на ст. Пороховые.

Прославлен новомученик в 1992 г. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.


13 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.